Азбука юного пешехода - сценарий_Урок безопасности
30.06.2020, 13:15
Азбука юного пешехода Сценарий: урок безопасности
для дошкольников и младших школьников
Подготовила Н.В. Задачина гл. библиотекарь сектора обслуживания детей библиотеки им. М.А.Шолохова.
Цель: Закрепление знаний по правилам дорожного движения для пешехода. Формировать привычку бережного отношения к своему здоровью, выполнения правил дорожного движения. Развивать воображение посредством непосредственного участия в практических ситуациях. Подготовка: Тематические плакаты и выставка книг «Чтобы путь счастливым был», из фонда библиотеки. Наглядный материал (круги светофора), пешеходный переход (зебра), рисунки детей, памятка пешехода. Ведущий: Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила безопасности. Если даже дом – не очень надёжная крепость, то тем более приходится держать ушки на макушке, покинув его стены. Судя по сводкам дорожно-транспортных происшествий, именно здесь нас поджидает масса неприятностей, травм, а то и трагедий. Как не стать жертвой всего этого? Чтец: - Запомните, ребята, Хочу предупредить: Должны вы, где бы ни были, Внимательными быть. Ведущий: Когда идёшь по улицам города, будь предельно осторожен! Не торопись! Иди только по тротуару! Пешеходы должны ходить, только придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам. Чтец: Бурлит в движенье мостовая, Бегут авто, бегут трамваи. Вы будьте правилу верны, Держитесь правой стороны. Ведущий: Меньше переходов через дорогу – меньше опасностей. Ходить и останавливаться на тротуаре большими группами нельзя, так как это задерживает движение. Чтец: Будь ты юн или стар: Мостовая – место для транспорта Для тебя тротуар. Ведущий: ГЛАВНАЯ опасность - автотранспорт. Переходить улицу надо только в тех местах, где имеются дорожка пешехода или указатель перехода. Чтец: Иди через улицу там, пешеход, Где знаком указан тебе «переход»! Ведущий: При переходе улицы с двусторонним движением сначала посмотри – налево и, убедившись, что машин поблизости нет, начинай движение, а дойдя до середины улицы, посмотри направо и, убедившись, что машин поблизости нет, переходи дальше. (Практическое задание для детей). Чтец: Где улицу надо тебе перейти – О правиле помни простом: С вниманием налево сперва погляди, Направо взгляни потом. Ведущий: Ребята отгадайте загадку: Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь. Я машинам помогаю, И тебе могу помочь! Ответы детей (Светофор). Чтец: Попав в большой и шумный город, Я потерялся, я пропал… Не зная знаков светофора, Чуть под машину не попал! Кругом машины и трамваи, То вдруг автобус на пути… Признаться честно – я не знаю, Где мне дорогу перейти? Ребята! Вы мне помогите! И, если можно, расскажите, Дорогу, как переходить, Чтоб под трамвай не угодить! Ведущий:Красный – цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в дождь и в туман. Он словно говорит: «Стой! Путь закрыт!». Зелёный цвет резко отличается от красного; их невозможно перепутать. Поэтому зелёный сигнал светофора, в отличие от красного, не запрещает, а разрешает движение. Он как будто говорит: «Путь открыть! Смело вперёд!» Между красным и зелёным «глазами» светофора поместили ещё один – жёлтый. Он призывает водителей и пешеходов быть внимательными, словно говоря им: «Внимание! Скоро движение будет либо разрешено, либо запрещено». Чтец 1: Светофор – большой помощник, Лучший друг для всех в пути. Он всегда предупреждает Цветом, можно ли идти. Чтец 2: Красный свет – опасность рядом, Стой, не двигайся и жди, Никогда под красным взглядом На дорогу не иди! Чтец 3: Жёлтый – светит к переменам, Говорит: «Постой, сейчас, Загорится очень скоро Светофора новый глаз». Чтец 4:Перейти дрогу можно Лишь когда зелёный свет Загорится, объясняя: «Всё, иди! Машин тут нет!» Ведущий: Как вы уже знаете у светофора три цвета: красный, зелёный и жёлтый. А что означают эти цвета? (Практическое задание.Ответы детей). Буратино: Запомни! Переходить улицу можно только при зелёном сигнале светофора. Ведущий: Чтобы перейти улицу, как положено, на зелёный свет, надо подождать всего 30-35 секунд. Если кто-то захочет сэкономить эти секунды, то может поплатиться своим здоровьем или даже жизнью. Чтец: Знаки светофора – очень важные знаки. - Это компас взрослых и ребят. Дети! Будьте осторожнее! Знайте, Что нельзя, что можно! Выполняйте непреложно. Всё, что знаки говорят! Всем, кто любит погулять, Всем без исключения – Нужно помнить, Нужно знать Правила движения. Буратино: Вы должны помнить, что играть на проезжей части и на тротуаре нельзя. Это может окончиться несчастьем. Чтец: Глупый утёнок играет в футбол, Хочется очень забить ему гол. Гонит по улице мяч со двора. Разве для улицы это игра? Здесь не футбольное поле с травой. Мчатся машины по мостовой Красный автобус, за ним грузовик Тут под машиной очутишься вмиг. Слушай утёнок, себя береги С улицы шумной скорее беги. Сразу за домом, рядом со школой, Есть у ребят уголок для футбола. Там целый день хоть вприпрыжку, хоть вскачь Будешь гонять в безопасности мяч! Буратино: Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом. Помните, что транспорт сразу остановить нельзя. Ведущий: - Одна секунда.… Много это или мало? Для пешехода одна секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – вещь весьма серьёзная. За одну секунду машина, идущая со скоростью 60 км. в час, проезжает 16 метров, а со скоростью 80 км. в час – 22 метра. А ведь как бывает порой: машина совсем близко, а человек перебегает дорогу. Нам и невдомёк, что водитель не успеет вовремя остановиться. Автомобиль движется по инерции даже тогда, когда нажаты тормоза. Чтец: Глупо думать: «Как-нибудь проскачу трамвайный путь!» Никогда не забывай, Что быстрей тебя трамвай! Ведущий: Входить и выходить из трамвая, троллейбуса и автобуса надо только на остановке. Выходя из трамвая, нельзя обходить его сзади: ты не увидишь встречный трамвай. Поэтому на остановке обходи трамвай только спереди! Чтец 1: Если ты из трамвая выходишь И собрался его обойти, Обходи впереди, чтобы видеть, Есть ли встречный трамвай на пути. Чтец 2: Когда трамвай зачем-нибудь обходишь, Лишь спереди его ты обходи. Пока обходишь, чтоб тебя не сбили, За встречными машинами следи. Чтец 3: Проходят рельсы посреди дороги. По этим рельсам движется трамвай, Чтоб сесть в него – переходи дорогу, Смотри по сторонам и не зевай. Буратино: Запомни! Выйдя из трамвая, нужно обходить его только спереди! Ты должен видеть встречный трамвай, а водитель должен видеть тебя. Ведущий: При остановке трамвая следующие по улице машины должны остановиться. Но водители есть разные: одни соблюдают правила движения, а другие – нет. Буратино: Запомни! Перед тем, как подходить к трамваю. Убедись, что машины остановились перед остановкой, а при выходе из трамвая посмотри направо и убедись, что путь свободен. Чтец: А машину, автобус, троллейбус Только сзади всегда обходи. За машинами, что проезжаю По дороге, всегда следи. Ведущий: Выходя из автобуса, троллейбуса или машины, нужно обходить их сзади, потому сто ты должен видеть объезжающий транспорт, а его водитель должен видеть тебя. Чтец: Автобус же обходят только сзади – Его машины могут обогнать. Тебе, конечно, надо их все видеть, Чтоб тут же под колёса не попасть. Буратино: Запомни! Выходя из транспорта, не переходи улицу, где попало, а дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи уже там. Ведущий: Если ты идёшь там, где нет тротуара, то ты должен двигаться по обочине, навстречу транспорту, тогда не только водитель видит тебя, но и ты – водителя. Буратино: Помните ребята, катаясь на велосипеде нельзя цепляться за машину или трамвай. Это очень опасно!!! Чтец 1: Видит мартышка: родителей нет. Вмиг оседлала велосипед. Только сверкнули на солнышке спицы Решила к машине она прицепиться. Чтец 2: Ехал по улице грузовик, Мартышка за борт ухватилась вмиг. Страшно прохожим смотреть на мартышку: Может попасть под машину глупышка. Чтец 3: Всюду машины: и слева, и справа Очень опасная эта забава. Ведущий: Кататься на велосипедах, самокатах и роликах можно только в отведённых для этого местах: дворах, парках и на площадях…и т.д. Буратино: Выезжать на улицу, где движутся машины, троллейбусы, автобусы – строго запрещено и очень опасно. Никогда не забывайте об этом, ребята! Ведущий: Ребята давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Запрещается – разрешается» и закрепим свои знания. Вы должны по смыслу, хором ответить либо «запрещается», либо «разрешается». Готовы? Чтец 1: И проспекты, и бульвары – Всюду улицы шумны, Проходи по тротуару Только с правой стороны! Ведущий: Тут шалить, мешать народу Что… (Ответ детей) Запрещается. Быть примерным пешеходом Что… (Ответ детей) Разрешается. Чтец 2: Если едешь ты в трамвае И вокруг тебя народ, Не толкаясь, не зевая, Проходи скорей вперёд. Ведущий: Ехать «зайцем», как известно Что… (Ответ детей) Запрещается. Уступить старушке место Что… (Ответ детей) Разрешается. Чтец 3: Если ты гуляешь просто, Всё равно вперёд гляди, Через шумный перекрёсток Осторожно проходи. Ведущий: Переход при красном свете Что… (Ответ детей) Запрещается! При зелёном даже детям Что… (Ответ детей) Разрешается. Молодцы ребята! Я надеюсь, что вы будете помнить эти правила всегда. Лучший способ самозащиты от всяких происшествий – вовсе в него не попадать. Для этого нужно не так уж много: соблюдать элементарные правила выживания на улицах. Литература:
Извекова, Н.А. Правила дорожного движения / Н.А. Извекова. – Москва : Просвещение, 1988. – 47с. – (Учебное пособие для 3 класса). – Текст : непосредственный;
Шалаева, Г.П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов / Г.П. Шалаева. – Москва : СЛОВО; Эксмо, 2007. – 80с. – Текст : непосредственный;
Я познаю мир. Основы безопасности жизнедеятельности / Автор составитель С.Н. Зигуненко; художник В.Н. Родин. – Москва : Астрель, 2003 – 399с. – (Детская энциклопедия). – Текст : непосредственный.