МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

НОВОЧЕРКАССКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА


библиотека


имени М.А.Шолохова


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ БИБЛИОТЕКИ


                                                                                                                                                                                                                          Вторник, 12.12.2017, 09:39
 

Новогодняя ель
переливающаяся елочка
Наш баннер

Скопируйте этот HTML код и поставьте на свой сайт
МБУК НЦБС
ДГПБ
Библиотеки Дона
Библиотеки РФ
Книги детям
Полезные ссылки
Наш опрос
Альтернативный текст картинки
Оцените наш сайт
Правовая база
Погода
...
Статистика


Яндекс.Метрика
PR-CY.ru

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи

Пользователи онлайн: Сегодня посетили


Яндекс ТИЦ и Rank
Главная » Файлы » Сценарии

Эхо бесланской печали - Сценарий урока памяти жертвам терроризма
04.10.2017, 12:21

Эхо бесланской печали

Сценарий урока памяти жертвам терроризма для учащихся старших классов

Подготовила библиотекарь 1-ой категории библиотеки им. М.А. Шолохова Ячменникова Н.В.

Оформление: Выставка «Трагедия, которую нельзя забыть»: книги, газетные и журнальные статьи о бесланской трагедии, символы России, карта Кавказа (нарисована учениками) с выделенной крупной точкой - «Беслан».

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, диск с видеофильмом «Памяти Беслана», электронная  презентация «Эхо бесланской печали».

Цели урока: воспитывать у школьников неприятие насилия и жестокости, умение сопереживать, чувствовать сопричастность к глобальным проблемам современного мира; расширять знания об истории России, о текущих политических событиях.

 

Библиотекарь 1. Добрый день, дорогие ребята! Поздравляю вас с праздником Днем знаний! 1 сентября! Первый день учебного года. В нашей огромной стране сотни тысяч таких же, как и вы мальчишек и девчонок нарядные, с букетами цветов для любимых учителей торопились на торжественные линейки. 1 сентября – это день встреч со школьными друзьями, которых вы не видели все лето, это возможность пообщаться с ними, поделитесь новостями и всеми воспоминаниями летних каникул.

         Библиотекарь 2. Вот так же радостно и торжественно спешили в праздничную линейку 1 сентября 2004 г. ребята из школы № 1 городка Беслан. Есть в Осетии такой небольшой городок, пригород Владикавказа. Расположен он на берегу реки Терек. Население составляет около 40 тысяч человек. Тихий, спокойный городок, гостеприимные и доброжелательные люди. Только теперь этот город стал символом печали, горя, скорби.

Такою все дышало тишиной,

Что вся Земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Библиотекарь 1. Трагедии разыгравшейся 1 сентября 2004 года в первой Бесланской школе мы посвящаем наш разговор.

Первый день

Около 9-и часов утра. В школьном дворе готовились к проведению торжественной линейки. Перед школой собралась огромная толпа – ученики  в нарядных костюмчиках, их родители, некоторые с грудными детьми, учителя. Звучала музыка.

Вдруг, как гром среди ясного неба раздались выстрелы. В школьный двор въехал крытый грузовик с вооруженными людьми. Сначала дети подумали, что идет съемка фильма-боевика. Стали смотреть по сторонам, искать глазами кинокамеры. Вооруженных людей становилось, все больше и больше: десять, двадцать, тридцать... Они были все бородатые, в очках, с автоматами. Свидетельница бесланской трагедии восьмиклассница Зарина Цирихова рассказывала: «Террористы бежали на нас. Конечно, было страшно. Нас стали загонять в спортзал». В заложниках оказалось более тысячи человек: детей, сотрудников школы, родителей, родственников, гостей. В заложниках оказалось много детей дошкольного возраста, детские сады не работали, и малышей взяли на праздник Знаний. Некоторым счастливцам удалось сбежать со школьного двора. «Террористы развесили в виде гирлянд бомбы: по бокам, дорожка из бомб, над нами висели бомбы, на кольцах бомбы были, ящики тротиловые стояли. Запомнила очень хорошо момент, когда увидела, как выглядит смерть. Когда нас стали загонять, отец моего одноклассника попал с нами. Он был очень большой. Его младший сын со мной учился, и еще у него был старший сын. Отец мальчиков начал нас всех успокаивать: "Успокойтесь, пожалуйста, все будет хорошо". Но к нему подошел террорист, схватил его за шею и поставил на колени, тогда они только ростом сравнялись. Схватил и говорит, обращаясь к нам: "Если вы сейчас не закроете свои рты, я его убью". А мы никогда не видели смерть, перед нами никогда не убивали, мы не видели войну. Мы стали друг друга успокаивать. Но это террориста не остановило, он выстрелил мужчине в висок. У того сразу закатились глаза, он рухнул. Вместо того, чтобы его вынести, его занесли вглубь зала, чтобы мы видели, как кровь растекается. Мы смотрели, он лежал прямо передо мной. Помню хорошо, когда нам сказали: надо вытереть кровь. Вытянули его сыновей, чтобы именно они вытерли кровь. Я помню, он снял с себя рубашку, трет кровь и плачет. Ему было так плохо. Человек повзрослел буквально за два часа, такой был взгляд. К сожалению, из них никто не выжил. Оба сына погибли.

Библиотекарь 2. В первый же день расстреляли всех мужчин. Их поставили, увели, мы поняли, что мы их видим в последний раз. Среди нас были трупы. Сестра моей одноклассницы на второй день умерла, у нее был сахарный диабет. Ее не выпускали. В школе была страшная духота. Постоянная стрельба в потолок, постоянные крики. Они могли кого-то ударить, прикладом. Мы были в напряжении, потому что понимали, что в любой момент мы можем просто взлететь на воздух. И вот эти три дня сидеть в этом стрессе, ждать неизвестно какого исхода. Было уже все равно. Безумно хотелось пить».

Библиотекарь 1. Лариса Сокаева, мать погибшей 12-летней девочки Альбины рассказывала: «В первый же день террористы заявили нам, что взрослые воду не пьют — только дети. По кругу пошло ведро с кружкой. Мерили по глотку. И моя дочь, сделав глоток, прильнула к моему рту губами, чтобы дать воды…».

         Библиотекарь 1. Бесланская трагедия произошла на фоне продолжающейся в Чечне войны (шел пятый год второй Чеченской войны) и стала вершиной ее ожесточения.

Террористы потребовали от властей освобождения боевиков, ранее задержанных по подозрению в участии в нападении на Ингушетию 21—22 июня 2004 года, и вывода российских войск из Чечни. Одновременно они пригрозили взорвать здание школы в случае штурма и убивать по 50 заложников за каждого ликвидированного террориста.

 

День второй.

Библиотекарь 2. Выдвинув свои требования, бандиты ждали их выполнения. Они не желали вступать в переговоры и идти на компромисс. На предложение денег и организации коридора для безопасного выезда из Осетии, сделанное оперативным штабом, террористы ответили отказом.

Захваченную школу посещает бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. По его просьбе бандиты освободили 26 заложников — матерей с грудными детьми. Это известие принесло огромное облегчение. На просьбы Аушева дать заложникам еду, террористы ответили, что заложники сами держат сухую голодовку. А через несколько часов после ухода бывшего президента, террористы заметно ожесточились, отказывая заложникам во всех элементарных человеческих нуждах. Главарь заложников пригрозил своим сообщникам убить каждого, кто даст пленникам воду. Измученные жаждой люди сосали платки, фартуки, уголки платьев, смоченные водой. На третий день многим пришлось пить мочу. Жара, смрад, отсутствие вентиляции – многие теряли сознание….

Третий день.

Библиотекарь 1. К утру третьего дня заложники обессилили до такой степени, что плохо реагировали на угрозы террористов. К обеду в спортзале прогремели два мощных взрыва, произошло частичное обрушение крыши. Террористы стали перегонять людей из спортзала в актовый зал и столовую. Дальше медлить было нельзя – бойцам спецназа был отдан приказ приступить к операции спасения заложников и обезвреживанию террористов.

От взрывов террористов вздрагивали звёзды,

Карающий бандитов метался меч.

И вся Россия верила - не поздно

Детей Беслана уберечь.

 

Библиотекарь 2. Все закончилось около полуночи. Горе обрушилось на город, плачет и стонет Беслан, а с ним вся наша страна. В результате теракта в Беслане погибло 334 человека, из них 186 детей и 17 учителей школы, более 700 были ранены, 72 ребенка остались инвалидами. 186 погибших детей! (На выставке плакат с фотографиями погибших бесланских детей). Вглядитесь в эти юные лица. Сколько в них жизнелюбия. Они могли бы окончить школу, получить образование, стать специалистами, создать свои семьи. Но чьи-то политические амбиции оборвали их жизни.

Библиотекарь 1.  Во время штурма погибли 10 сотрудников спецназа. Из них три командира трех штурмовых групп: подполковник Олег Ильин (“Вымпел”), подполковник Дмитрий Разумовский (“Вымпел”), майор Александр Перов (“Альфа”) были посмертно представлены к званию Героя России. Также это звание было посмертно присвоено лейтенанту «Вымпела» Андрею Туркину. Спасая троих заложников от взрыва, Андрей Туркин накрыл своим телом брошенную террористом гранату.

Шестеро их товарищей – были удостоены звания «Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени» (посмертно): майор Андрей Велько (“Вымпел”), майор Вячеслав Маляров (“Альфа”), прапорщик Олег Лоськов (“Альфа”), майор Михаил Кузнецов (“Вымпел”), прапорщик Денис Пудовкин (“Вымпел”), майор Роман Катасонов (“Вымпел”).

Всё выше ненависти башня,

Непонимания стена...

И мы скорбим обо всех погибших

И ваши не забудем имена!

 

Демонстрируется видеофильм «Памяти Беслана»

Библиотекарь 2. За эти три дня бесланские заложники испытали голод, страх, боль, не передать словами, что они чувствовали в тот момент. Прошло уже 13 лет, а боль не утихает. Говорят, время лечит. Боль отступает, но не уходит.

От рук бездушных палачей

Детей загубленных безгрешных

Теперь заменит свет свечей,

Но не излечит безутешных.

Библиотекарь 1. До сих пор в Беслане люди поражены разными фобиями: боятся громких звуков, большого скопления людей, закрытого пространства, испытывают страх остаться без воды, кто-то боится женщин в чёрном. Многие хотели стереть из памяти те дни, вычеркнуть навсегда. Ходили к специалистам.

Библиотекарь 2. Пятнадцатилетний заложник Заур Абоев, уверен, что ничего не нужно забывать. Смелый  и очень подвижный одиннадцатиклассник старался перемещаться по залу, узнавал, как у всех дела, старался разговаривать с теми, кому было трудно. «За три дня в заложниках мы все так сблизились, стали как одна семья. А для меня важно, что мы тогда сидели с людьми, они делились воспоминаниями, мечтами. Это нельзя забывать. Как я могу забыть? А вдруг я последний, с кем он говорил? А я вычеркну потому, что мне тяжело? Это надо помнить. Мы, кто выжил, должны эту память хранить. Я не хочу ничего забывать. Я хочу помнить последние слова тех, кто погиб, хочу помнить их лица».

Просмотр презентации «Эхо бесланской печали»

Библиотекарь 1. (Слайд 2)  Бесланская трагедия потрясла весь мир. До сих пор в Беслан приезжают люди с разных уголков России и мира. Ездят не отдыхать и не работать. Они приезжают в Беслан как в святое место – как в Иерусалим или в Ватикан. Приезжают из Канады, Италии, Испании, Китая, Японии, Турции, Ирана. Приезжают, чтобы посетить «Город ангелов». Это место, где покоятся жертвы бесланской трагедии - всего 266 человек. Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская, где похоронены фрагменты тел, которые не удалось опознать. Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года. У жителей Беслана не поворачивается язык называть это место кладбищем. Для них это город, где живут ангельские души погибших детей - город ангелов. Там нет ворот. На входной арке выбито: «Город ангелов».

Библиотекарь 2. (Слайд 3) Белоснежные фигурки ангелочков в струящейся одежде здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, восседают на постаментах между могилами.

(Слайд 4) Здесь всегда живые цветы, люди приносят игрушки, иконы, свечи. Незакрытые бутылки с водой стоят везде. Они символизируют страдания, которым подвергались заложники — их постоянно мучила жажда.

(Слайд 5) 334 голубые ели символизируют погибших детей, их родителей и учителей, и 12 дубовых деревьев – офицеров спецназа.

Библиотекарь 1. (Слайд 6) На территории «Города ангелов» находится памятник «Древо скорби», хачкар, подаренный Беслану детьми Армении (открыт 3 сентября 2005 года). Это бронзовая композиция, авторами которой являются скульпторы Алан Корнаев и Заурбек Дзанагов. Высота памятника — около 9 метров. Памятник представляет собой ствол дерева из четырех женских фигур, крона которого образована их распростёртыми руками, держащие ангелов, что олицетворяют погибших детей.

(Слайд 7) Недалеко от "Древа скорби" находится памятник погибшим бойцам "Альфы" и "Вымпела", а также спасателям МЧС, представляющий собой раскинутый военный плащ, на котором лежат шлем и бронежилет, накрывающие собой детскую игрушку и книжку. На постаменте надпись «Вы навсегда в самом сердце Беслана - парни, закрывшие сердцем детей».

Библиотекарь 2. (Слайд 8) Поклонный крест был воздвигнут по благословению архиепископа Зосимы и по инициативе местных жителей на молитвенную память о погибших. Надпись на кресте гласит: «Посвящается нашим детям, которые должны были стать гордостью Осетии и России».

Библиотекарь 1. (Слайд 9) Сторож ангелов. На фотографии житель Беслана Касполат Рамонов. В сентябре 2004 году этот мужчина похоронил свою пятнадцатилетнюю дочь Марианну. Она погибла вовремя взрыва. Осколок попал в сердце девочки. Похоронив Марианну, отец уже не смог уйти с погоста. Так и остался жить у могилы дочки. Теперь его дом — сторожка, а погребенные в «Городе ангелов» дети стали его родными. Касполат знает биографию всех погибших. В день рождения каждого ребенка он первым приходит на его могилу, чтобы зажечь лампадку и оставить подарок.

Библиотекарь2. Его жизнь раскололась на «до Беслана» и «после». «После» он научился думать не только о своем погибшем ребёнке. К нему на кладбище приходили матери и отцы, которые потеряли всех. Кто сам стал инвалидом и у кого дети искалечены. Приходили, кто остался один. Он разговаривал с людьми, некоторых спас от тяжелых психических состояний, уберёг, покормил. Получалось так, что многих отвозил домой. А потом снова возвращался назад.

Библиотекарь 1. День освобождения бесланских заложников – 3сентября стал Днем солидарности в борьбе с терроризмом (учрежден Федеральным законом «О днях воинской славы» от 06.07.2005 года).

Библиотекарь 2. Захват в заложники невинных детей осудило все мировое сообщество. В память о трагедии, произошедшей в Беслане, в разных городах России и мира были установлены памятники, возведены мемориалы.

(Слайд 10)  Это памятник жертвам Беслана во Владикавказе.

Библиотекарь 1. (Слайд 11) А это московский памятник жертвам бесланской трагедии у храма Пресвятой Богородицы на Кулишках (ул. Солянка). Автор -  Зураб Церетели. Основная часть памятника это фигуры ангелов уносящие невинно погибших детей в рай. Вторая часть это небольшой постамент, выполненный в виде пола школы, где остались детские игрушки. На постаменте находится табличка с памятной надписью, “В память о жертвах трагедии в Беслане. Северная Осетия. Беслан. 1-3 сентября 2004 года: 1127 заложников, 334 погибших, 186 из них – дети. Автор З.К. Церетели”. Третья часть - это гранитная площадка, на которую установлен памятник.

Библиотекарь 2. (Слайд 12) Петербург. Памятник "Детям Беслана". Сквер храма Успения Пресвятой Богородицы.

(Слайд 13) Ульяновск. Памятник командиру группы «Вымпел» подполковнику Дмитрию Разумовскому.

(Слайд 14) Флоренция. Площадь им. Детей Беслана.

Библиотекарь 1. (Слайд 15) А вот республика Сан-Марино. Скульптор Венди Ренцо на собственные средства воплотил свою идею увековечить память о погибших и пострадавших детях Беслана в бронзовом памятнике, установленном в 2006 году на одной из центральных улиц Сан-Марино. Памятник получился потрясающий, пронзительный: перед нами весь ужас маленького человека, столкнувшегося с болью и страхом, с непонятной ему ненавистью взрослых к невинным детям. Скульптор ничего не придумывал, он ваял с известной фотографии. За тысячи километров от Беслана простые люди крошечного европейского государства сопереживали безграничному горю, обрушившемуся ярким сентябрьским днём на небольшой северо-осетинский город.

         Библиотекарь 2.

Когда о гибели ребёнка

Вдруг дикторский поведал глас,

Казалось, будто «похоронка»

С полей войны догнала нас.

 

По небосводу в чёрных тучах,

Под взглядом злых и добрых глаз,

Осетия, звездой падучей

Ты над планетой пронеслась.

Минута молчания. На экране памятник "Детям Беслана" в Санкт-Петербурге. Звучит «Аве Мария» Каччини.

Библиотекарь 1. Терроризм несет горе, слезы, человеческие жертвы, материальный ущерб, разрушения. Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденновск, Кизляр, Ессентуки, Беслан, Москва, Волгоград – это список городов России, где произошли теракты. Вспомним и Санкт-Петербург, где  3 апреля 2017 года на перегоне между станциями Сенная площадь и Технологический институт произошёл взрыв, и в результате террористического акта погибло 11 человек и пострадало более пятидесяти.

         Библиотекарь 2. К террористическому акту невозможно подготовиться заранее.  Терроризм подстерегает нас везде, любой человек может стать его жертвой. Но, несмотря ни на что, мы можем противостоять терроризму: преодолевать страх и жить полноценной жизнью. И, прежде всего, каждый человек должен знать, что делать и как себя вести в критической ситуации и как ее избежать.

         Библиотекарь 1. Чтобы не оказаться жертвой терроризма, нужно следовать главному правилу: избегать без необходимости посещения регионов, городов, мест и мероприятий, которые могут привлечь внимание террористов. Как правило, это:

  • Регионы Северного Кавказа
  • Израиль, ближневосточные государства, Иран, Ирак, Югославия
  • Многолюдные мероприятия с тысячами участников
  • Популярные развлекательные заведения

Библиотекарь 2.  Второе правило: теракт можно предотвратить, если проявлять гражданскую бдительность.

Чаще всего террористы прибегают к взрывным устройствам. Не нужно приближаться к оставленным в людных местах подозрительным предметам, а в случае находки незамедлительно сообщать в милицию. Нужно зафиксировать время находки и дождаться приезда милиции. Такое поведение называется гражданской бдительностью. К подозрительным предметам относятся бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, коробки, брошенные машины, присутствие проводов или небольшой антенны, непонятные шумы: тиканье часов, щелчки, стуки; растяжки из проволоки, ниток, веревки; может быть какой-то специфический запах.  К опасным предметам также могут относиться свистки, авторучки, портсигары, игрушки и пр., так как очень часто террористы прячут в них бомбы. Естественно нельзя пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место. Обращайте внимание на подозрительных людей. Нельзя заговаривать с незнакомцами, идти с ними куда-либо, брать у них какие-либо предметы и т.д. Причем, даже дети и женщины могут оказаться террористами, подрывниками.

Библиотекарь 1. Если вы оказались в руках террористов, необходимо молча выполнять их требования, не привлекать внимания, не задавать вопросов и не смотреть прямо в их глаза. Прежде чем передвинуться или открыть сумочку или пакет, надо спросить разрешения, при стрельбе лечь на пол или спрятаться под стол, сиденье, но никуда не бежать. Если вы ранены, то надо постараться не двигаться, примять удобное положение, остановить по возможности кровотечение с помощью закрутки, повязки или носового платка.

Нужно всегда помнить: самое дорогое, что есть у человека - это его жизнь. И главная цель, попавшего в экстремальную ситуацию, – остаться в живых.

Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела, и именно этого добиваются террористы. Нужно ему противостоять. Всё мирное население нашей планеты надеется, что когда-нибудь это закончится и зловещее слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.

 

Использованная литература:

1. http://politikus.ru/v-rossii/28401-beslan-tragediya-kotoruyu-nelzya-zabyt.html

2. Андреева И. Рунсагут, или царствие вам небесное / И. Андреева // Собеседник. – 2004. -№ 38. – С. 15-18.

3. Казакова И. «Мне билет заказан в рай…» / И. Казакова // АиФ. – 2009. - № 36. - С. 8.

4. Рязанов В. Свеча Беслана / В. Рязанов // Российская газета. – 2009. – 3 сентября. – С. 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Сценарии | Добавил: Admin | Теги: учащихся, эхо, памяти, классов, печали, урока, для, старших, бесланской, сценарий
Просмотров: 20 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Режим работы
  

Режим работы:

Вторник — Суббота   9.00 - 18.00

Обслуживание читателей; 10.00-18.00

Воскресенье, Понедельник — выходные дни

Последняя Пятница месяца — санитарный день

 

Осталось до...
Осталось...
Поделиться
Часы
Обсуждение
Давайте читать!
Бессмертный полк
Праздники РФ
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания
Мудрые мысли
МЫ ВКонтакте
SiteSecure безопасность сайтов
Copyright MyCorp © 2017