Карьера в жизни человека Сценарий беседы для учащихся 10-11 классов Подготовила библиотекарь 1-ой категории библиотеки им. М.А. Шолохова Ячменникова Н.В.
Задача: Объяснить, какую роль играет карьера в жизни человека. Цели:Воспитание самоуважения и целеустремленности; активация потребности к карьерному росту, развитие осознанного отношения к своему будущему. Вопрос: Что такое карьера? (звучат ответы учащихся)
Карье́ра (итал.carriera - бег, жизненный путь, поприще, от лат carrus — телега, повозка) — продвижение вверх по служебной лестнице. В отличие от узкого понятия «профессия» понятие «карьера» рассматривается в контексте человеческой жизни как последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни: семейной трудовой, досуговой. Сделать карьеру – это значит добиться престижного положения в обществе и высокого дохода. Сегодня мы с вами поговорим о профессиональной карьере. Понятие «профессиональная карьера» - это профессиональное продвижение, профессиональный рост от выбора профессии до овладения мастерством, творчеством. Существует два вида профессиональной карьеры: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная – это рост профессионального мастерства (всегда остается с человеком). Вертикальная – рост в должности (может рухнуть в один день). Это два равноценных способа жизни в профессии, они существуют вместе и не исключают, а дополняют друг друга. Карьера имеет свои движущие мотивы, руководствуясь которыми, люди предпринимают усилия для того, чтобы достичь конкретных целей. 1. Независимость. Человеком движет стремление делать все по-своему. Его привлекает высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми все вынуждены считаться. 2. Профессиональная компетентность. Человек стремится быть лучшим специалистом в своем деле. Для этого он стремится к профессиональному росту. 3. Безопасность и стабильность. Работник стремится сохранить и упрочить свое положение в организации, поэтому старается получить должность, дающую такие возможности. 4. Управленческая компетентность. Человеком руководит стремление к власти, лидерству, успеху, которые ассоциируются с высокой должностью, статусом, высокой заработной платой, привилегиями, признанием руководства. 5. Предпринимательская креативность. Человек стремится создавать или организовывать что-то новое, заниматься творчеством. Основным мотивом карьеры становится получение власти и свобод, которые предоставляет соответствующая должность. 7. Потребность в первенстве. 8. Стиль жизни. Человек хочет совместить свои личные потребности и потребности семьи. Например. Получить интересную, высокооплачиваемую работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем. 9. Материальное благосостояние. 10. Обеспечение здоровых условий труда.
Еще лет двадцать назад слово «карьера» имело негативный оттенок. "Карьерист "- звучало почти как оскорбление. Человека, заботящегося о своей карьере и успехах, упрекали в том, что он ставил свои интересы выше общественного дела. На самом деле, карьера - это одна из радостей жизни. Главное - найти свою нишу, любимое дело, которое будет приносить моральное удовлетворение. Рецепт, как сделать карьеру, достаточно стандартен. Прежде всего, необходимо получить хорошее образование. В ситуации изменившейся системы ценностей, умение правильно предложить на рынке труда свои знания, профессионализм и способности, делает выпускника востребованным. Следует обратить внимание на то, что особенность современного рынка труда состоит в том, что в цене стали рабочие профессии, но уровень требований работодателей к ним постоянно растет. Свободные рабочие места есть всегда и везде. Существует множество способов их найти. Если вы не можете найти работу, которая есть, значит, вы неправильно ее ищете. Если вы не можете найти работу, которая есть, значит, вам необходимо сменить метод поиска. Поиск работы можно осуществлять одновременно в двух направлениях – искать объявления нужного вам профиля от работодателей и одновременно рекламировать себя самому, давая объявления в рубрики «услуги», «ищу работу». Для успешного осуществления карьеры необходимо пошаговое планирование на год, пять, десять лет. Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых планов построения карьеры. Слишком многое зависит от мировоззрения человека, его опыта и потребностей. Здесь очень важно знать самого себя, изучать свои достоинства и недостатки. Только в этом случае возможно правильно поставить цель своей личной карьеры и разработать план ее реализации. Вам надо уметь реально оценить свою конкурентоспособность. Для этого попробуйте соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед вами конкретная должность, четко сориентируйтесь на рынке труда. Уже на этапе собеседования вам задаются вопросы, интересующие работодателя. Но и вы имеете полное право задать любые вопросы, отвечающие вашим целям будущего карьерного роста. Вы должны знать не только свои перспективы, но и то, чего обязаны добиться конкретно, чтобы продвинуться по службе. Чтобы выявить ваши возможности в новой организации, необходимо: 1. изучить ваш личный карьерный потенциал и сравнить его с карьерными возможностями; 2. найти общие цели для вас лично и для организации, в которой вы работаете; 3. отыскать и избежать карьерных тупиков, в которых у вас нет возможностей для развития; 4. понять, какие критерии используются в организации для служебного роста; 5. построить для себя оптимальный путь продвижения по карьерной лестнице и следовать ему. Для успешного овладения карьерой недостаточно иметь определенные профессиональные знания, умения, навыки. Необходимо обладать определенными чертами характера, которые будут способствовать успешному карьерному росту. Это уверенность в себе, решительность, коммуникабельность. Обидно, когда у человека, получившего хорошее образование и воспитание, нет внутреннего стержня. Перспективными таких людей назвать нельзя. Помните, все в ваших руках. И пусть руководством в ваших действиях всегда будет «Кредо чемпиона» («Пять никогда»):
никогда не рассматриваю неудачу, как неудачу, а лишь как обучающий опыт;
никогда не рассматриваю неудачу, как неудачу, а лишь как отрицательную обратную связь, необходимую для изменения направления действий;
никогда не рассматриваю неудачу, как неудачу, а лишь как возможность развить собственное чувство юмора;
никогда не рассматриваю неудачу, как неудачу, а лишь как возможность применить на практике мои методы и усовершенствовать мой профессионализм;
никогда не рассматриваю неудачу, как неудачу, а лишь как игру, в которой играю, чтобы победить.
Желаю вам удачи!
Использованная литература: 1. Баранова Н.А. Классный час «Мы выбираем» - Текст : непосредственный // Классный руководитель. – 2008. - № 7. – С. 26-36. 2. Вишнева О.Г. Как помочь подростку выбрать свое дело? – Текст : непосредственный // Классный руководитель. – 2015. - № 2. – С. 101-110. 3. Самоукина Н. Карьера без стресса / Наталья Самоукина. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 256 с. – (Бизнес-психология). – Текст : непосредственный. 4. Соловьев А. Выбор профессии / Александр Соловьев. – Москва : Коммерсантъ : Эксмо, 2013. – 384 с. – (Библиотека «Коммерсантъ»). – Текст : непосредственный. 5. Федорченко С., Костенко С. Карьера - в России? / С. Федорченко, С. Костенко – Краснодар : Кубаньпечать, 2005. – 160 с. – Текст : непосредственный. 6. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева. – Москва : Аванта+, 2003. - 432 с. – Текст : непосредственный.