МБУК НЦБС г. Новочеркасска Библиотека имени М.А. Шолохова
Материалы к Дню волонтёра
Подготовила: Колесникова Виктория Ильинична
«Но каждый знает эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаёшь ты людям
Тем радостней живёшь ты для себя»
Л. Татьяничева
Ведущая: Есть у известного педагога Сухомлинского рассказ «Пахарь и крот». «Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот: - Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё? Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям. Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя? Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе. – Но ведь вы же – кроты, мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду. Какой принцип жизни у Пахаря? Какой у крота? Почему я вспомнила этот рассказ? Потому что вчера был День добровольца.
Генеральная Ассамблея ООН в 1985году предложила правительствам государств – членов ООН ежегодно отмечать 5 декабря Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. А также призвала их содействовать повышению осведомлённости о вкладе службы добровольцев и тем самым побуждать людей ещё больше людей во всех сферах деятельности предлагать свои услуги в качестве добровольцев, как на родине, так и за рубежом. Но многие люди искренне убеждены, что в России нет волонтёрства, да и вообще в наше время нет места ничему доброму, и никто ничего не будет делать бесплатно. Хотя функционирует огромное количество благотворительных фондов, некоммерческих организаций, пунктов сдачи крови для доноров, постоянно проводятся мероприятия, где задействованы добровольцы Согласно Всемирной декларации добровольчества, добровольчество – это фундамент гражданского общества.
Ребята, кто такой волонтёр?
(ребята дают свои формулировки значения слова «волонтёр»)
Ведущий: Одним словом невозможно охарактеризовать современного волонтёра. Для каждого человека это слово имеет более глубокий смысл. Стать волонтёром – это почти то же, что стать волшебником. Ты делаешь мир ярче, светлее и теплее от порыва сердца любить. Быть волонтёром – это крайне сложно в социуме и достаточно сложно в нынешнем мире социальных неравенств и денежных отношений, но однозначно нужно и крайне важно. Важно в первую очередь для себя. Когда начинаешь эту работу, то не думаешь, как тебя назовут. Просто хочется сделать что-то доброй. Это может быть твоей отдушиной, смыслом жизни, хобби, призванием, тайным пристрастием или необходимостью.
Волонтёр – это тот, кто видит свою нужность даже в самых заурядных местах.
Волонтёр – это человек, умеющий понимать жизнь и сострадать.
Волонтёр – это тот человек, который шагает по миру с открытым сердцем.
Быть волонтёром - значит стремиться помочь.
Вопросы для мини-дискуссии:
1. Как и почему люди помогают друг другу? Почему не обойтись без помощи? Нужна ли только практическая помощь? Какую роль играет моральная помощь?
2.Одинаково ли развита у людей способность помогать, думать о других? Почему одни с детства до глубокой старости находятся в состоянии униженных, просящих, берущих, завидующих, а другие вне зависимости от материального уровня благосостояния, жизненных обстоятельств, физической и психологической нагрузки наоборот – всегда готовы отдать, помочь, поддержать. И это их нормальное состояние, они не чувствуют себя обделёнными из-за того, что поделились последним, истратили собственные силы и время, помогая другим. Знаете ли вы таких людей, которые своими делами служили человечеству? (Все люди – разные, поэтому они отличаются развитием этого качества. Есть мать Тереза, доктор Гааз, Андрей Сахаров, а есть люди, которые оправдывают свой отказ фразами: «Некогда», «Это не моё дело», «Это бесполезно». А, может быть, люди просто не хотят признаваться, что не хотят помогать?)
3. Помогать трудно, часто не хочется. Давайте подумаем, что самое трудное? Выполнить тяжелую работу для близких людей или принять участие в общем деле, за которое не будет никакой выгоды?
4.Почему люди порой осуждают тех, кто помогает? (наверное, так люди оправдывают своё бездействие)
Помогать другим трудно, особенно, когда это надо делать в одиночку, и люди прикрывают своё нежелание отговорками о бесполезности усилий или нехватке времени. Однако, взаимопомощь необходима, обойтись без неё невозможно, и есть множество примеров душевной щедрости и благородства.
А теперь проведём Игру «Найдите друг друга», цель которой дать почувствовать, что в общественной сфере мы действуем, исходя из наших обычных знаний и навыков, здравого смысла, нормальных человеческих потребностей. Игру разработал Московский Молодёжный Центр по правам человека.
Современного добровольца охарактеризовать невозможно. Для каждого человека это слово имеет более глубокий смысл, а сама деятельность связана с непрерывным развитием и ростом. Чему должен учиться волонтёр?
Приведу пример. Вы хотите заняться поисковой работой, отыскивать людей, потерявшихся в лесу или вообще. Здесь, как нигде необходима слаженность действий, работа в команде. Поисковая работа – это аналитика, алгоритмы работы, умение общаться. У нас есть желание, стремление, человеческий ресурс, целевая аудитория и необходимый реквизит. Однако, наша структура рухнет, если мы этот фундамент не укрепим знаниями и отточенной командной работой. Поэтому нужно учиться. Для этого есть волонтёрские центры, школы актива. В конце концов, вы окажитесь с людьми, которые связаны одной цепью и объединены одной целью. Найдёте верных друзей, коллег и единомышленников, всегда готовых помочь.
У меня будет ко всем вопрос. А что даёт волонтёрская деятельность?
(ребята стараются ответить на этот вопрос, помощник ведущего записывает ответы на доске, ведущий дополняет)
Материалы для ведущего: Мы только что говорили о том, что волонтёрская деятельность связана с непрерывным развитием и ростом. Из простых волонтёров можно вырасти в опытных организаторов и настоящих лидеров. Опыт, полученный в процессе выполнения работы добровольцем бесценен. Из личного опыта вы приобретёте:
- Новые знакомства;
- Опыт работы в команде;
- Креативный подход к решению нестандартных задач;
- Нереальный уровень стрессоустойчивости и позитива;
- Осознание того, что ты делаешь дело, которое приносит людям радость и помогает справиться с проблемами. Что приносит радость и тебе;
- Учиться не боятся нового;
- Улыбки и радость на лицах людей;
- Меняется взгляд на вещи и мировоззрение;
- Можно побывать в разных концах страны и мира;
- Посетить мероприятия, великолепная возможность посмотреть, как организуются подобные мероприятия;
- Добрые поступки можно фиксировать документально с помощью личной книжки волонтёра;
- Работа волонтёра будет засчитываться в стаж работы;
- При трудоустройстве работу и в росте карьеры;
Несколько слов о волонтёрской деятельности за рубежом. Австрийцы активно работают с беженцами при поддержке ООН, в Израиле очень развита система помощи детям. В вопросе социальной поддержки они знают, как помогать, защищать и что реализовывать. При этом государство разрешает волонтёру заниматься своей деятельностью не более 4 часов в неделю, дабы волонтёру не перегореть. Во Франции 19% взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтёрских акциях. Каждый третий немец является волонтёром. 26% японцев имеют опыт волонтёрства в прошлом. Быть добровольцем модно и популярно не только в европейских странах, но и в России. Неважно, где ты находишься, какого цвета твоя кожа, где твой дом, на каком языке говоришь. Ты протягиваешь руку и достаёшь любой кусок Земли во благо мира и счастья каждого.
Список литературы о добровольческом движении:
Алексеев А. Молодёжное добровольчество //Юность 2012. - №10 – С.12 -13
Бегинина Е. Волонтёр – кто он? //Юность 2012 - - №10 – С.14 - 15
Бегигина Е. Простого рецепта нет. //Юность.- 2012 - № 12 –С.63
Бегигина Е. Международное волонтёрство – новые возможности// Юность -2013- №8 – С.78
Бегигина Е. Волонтёр культуры // Юность -2013- №8 – С.78-79
Горячева Е. Надежда на спасение// Юность -2013- №8 – С.80
Гусева Е. «Потеряшки» //Юность – 2012 -№ 11 – С.88 - 89
Гулявина А. Волшебная страна //Юность – 2012 - №11 –С.86 - 87
Квурт А. «Добровольцы – Москве» - 2012 - №10 – С. 15
Квурт А. Спортивное волонтёрство - 2012 - №10 – С.16
Малкова Е. Наука, образование и солидарность //Юность.- 2012 - № 12 – С.64 -65
Макарова Г.В. Программа развития волонтёрского движения «Творим добро» (11классы) //Классный руководитель. - 2013.- №2 – С.105 – 112
Рыцари для слабого пола//АИФ на Дону - №48 – С.2
Библиотека как площадка волонтёрского движения.
(из опыта работы)
Слово «добровольчество» состоит из слов «добро» и «воля». Значит, поступки, совершённые по доброй воле. Библиотека имени Шолохова города Новочеркасска сотрудничает с ребятами – добровольцами с 1 октября 2009года в рамках международной гуманитарной программы «Место встречи – диалог». Несмотря на закрытие этой программы в России 1 января 2011года, библиотека продолжает свой проект под названием «Место встречи поколений» и по сей день, привлекая волонтёров из детско-юношеской организации «Алый парус», из Машиностроительного колледжа, «Союза активной молодёжи» при колледже Промышленных Технологий и Управления, и всех желающих. Наши первые волонтёры уже стали взрослыми людьми, многие продолжают волонтёрскую деятельность, несколько человек были волонтёрами на Олимпиаде в Сочи. Суть проекта «Место встречи поколений» состоит в том, что он позволяет обществу не расслоиться. Люди разных поколений вовлечены в совместную деятельность. Молодёжь преподаёт старшему поколению уроки компьютерной грамотности, старшие постигают увлечения молодёжи, вместе обсуждают проблемы на совместных дискуссиях. Молодёжь учится у старшего поколения жизненному опыту, узнаёт историю из рассказов очевидцев.
В начале реализации проекта библиотеке предстояло выявить наиболее значимые проблемы общественного и социального характера, найти точки соприкосновения людей разных поколений, выявить потенциальных волонтёров. С этой целью был проведён мониторинг, в процессе которого были опрошены люди разных поколений в библиотеке, Центре социального обслуживания, Доме-интернате для престарелых и инвалидов, были опрошены школьники, студенты, молодёжные лидеры. Нужно было ответить на вопросы: «Какие жизненные проблемы для вас наиболее ощутимы?», «Можете ли Вы самостоятельно разобраться с этими проблемами?», «Какую поддержку вы хотели бы получить от другого поколения?», «Причины возникшего недопонимания между поколениями», «Чему бы Вы хотели научиться?». Один вопрос «Хотели бы Вы научиться работать на компьютере» был предназначен для старшего поколения, а для молодёжи «Смогли ли Вы обучать на компьютере?». Опрос показал, что проблемы во взаимоотношениях молодых и пожилых есть, но эти проблемы можно минимизировать. Поэтому были намечены определённые шаги в достижении этой цели. Без работы по подготовке волонтёров невозможно вести работу с пожилыми людьми и инвалидами. Необходимо было набрать волонтёров, научить молодых людей общению с людьми «элегантного возраста». Для потенциальных волонтёров был проведён мозговой штурм в форме круглого стола «Молодые и пожилые: что нас волнует?». Семинар «Пожилые люди в современном обществе» проходил 2дня. В рамках семинара была проведена игра «Поставь себя на место другого» с элементами дискуссии по методике Московского Молодёжного Центра Прав Человека и Правовой Культуры. Вывод участников игры был таков: всем людям предстоит состариться, но при этом человек должен оставаться жить полноценной жизнью. Задача окружающих – создать условия, в которых он мог бы проявить себя как личность. В процессе семинара его участниками была составлена Памятка для волонтёров по работе с людьми старшего поколения. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушиваться к рекомендациям, что желательно учитывать при общении с людьми старшего возраста. Это не правила, а рекомендации, которые помогут наладить контакты и снять неловкость, неизбежно возникающую, когда мы впервые встречаемся с чем-то для нас незнакомым. Подготовительная работа с волонтёрами помогла им довольно быстро установить контакты и успешно справляться в различных ситуациях.
Курсы компьютерной грамотности стали мостиком между молодым поколением, не мыслящим свою жизнь без новых компьютерных технологий, и старшим поколением, которое несколько побаивается современных технологий. Курсы проводятся уже 5 лет. Их востребованность не уменьшается. Каждый год приходят новые слушатели курсов, меняются и юные преподаватели. Взрослые ученики преодолевают страх перед компьютером, осваивают информационные технологии. Подростки – волонтёры учатся слушать, слышать, воспринимать других, приобретать навыки преподавания. Не считаясь с личным временем, ребята бескорыстно просвещают старшее поколение в освоении текстовых и графических программ и Интернета. Получили сертификаты об окончании курсов около 150 человек возрастом от 60до80лет. Пожилые люди научились находить необходимую информацию по различным проблемам, переписываться по электронной почте, общаться по Skype, играть в игры, обмениваться фотографиями, общаться «В контакте», «Одноклассниках», получили возможность общаться с родственниками из других городов и стран, по окончании курса продолжают общаться между собой. Волонтёры теперь хорошо понимают, что люди старшего возраста – не балласт, они способны освоить технику, они активны и у них есть чему поучиться. Старшее поколение в процессе общения делились своим жизненным опытом. Самое главное, что взаимное общение делает их понятней друг другу. Президент Путин, открывая год Культуры, поставил перед работниками культуры задачу: формировать ценности, которые должны опираться на связь времени и поколений. Как раз об этом наш проект «Место встречи поколений».
Волонтёры могут оказывать помощь в разных направлениях в зависимости от своих наклонностей. Группа волонтёров с творческим огоньком и духом познания провели большую работу над созданием видеофильма «Дети войны». Эта работа велась на летних каникулах, так как требовалось достаточно много времени. Им удалось записать на видеокамеру порядка 10 интервью с бывшими узниками фашистских лагерей, детьми войны. Более 50 людей согласились общаться с молодыми людьми в неформальной обстановке или по телефону. Волонтёры познакомились с бывшими малолетними узниками концлагерей Иваном Спиридоновичем Палий, Валентином Евкарповичем Макателемским, Эдмундом Сильвестровичем Узельманом, Буренко Раисой Корнеевной. На основе воспоминаний пожилых участников создан получасовой фильм о детях войны. Состоялся открытый показ этого фильма в библиотеке, школах, колледжах города, по местному каналу телевидения. Волонтёр Татьяна Кузьмина сказала: «Это интересно. С одной стороны узнаешь те факты, которых нет в учебниках. С другой – мы позволяем людям выговориться. Так возникает контакт между поколениями»
Библиотеке удалось привлечь внимание волонтёров также к Дому-интернату для престарелых и инвалидов. Жители Дома-интерната говорят волонтёрам : «Вы для нас, как глоток свежего воздуха», а для молодых волонтёров – это школа жизни, пример мужества, проявление нравственности. Форма общения разная: вечера встречи, вечера воспоминаний, творческие встречи, концерты, спектакли. В Доме-интернате проживают люди с разной судьбой, среди них есть 3 человека, на долю которых пришлось в годы войны принудительно работать в качестве острабайтеров в Германии, 25 человек - детей войны, есть ветераны войны. Поэтому ребята получили много информации из воспоминаний людей старшего поколения. Сложилась традиция - вместе проводить митинг-панихиду возле памятника погибшим в годы Второй Мировой войны на территории Дома-интерната. 5лет подряд приезжают волонтёры, нынешние и прошлые, 8мая, чтобы поздравить обитателей с Днём Победы и возложить цветы к памятнику. Особенно важно было для волонтёров обучить желающих научиться работе на компьютере. Для проживающих в Доме-интернате это был ещё один способ выйти из замкнутого пространства. Люди, которые не знали, как держать компьютерную мышку, научились находить нужную информацию, пользоваться электронной почтой. Инвалиды без рук, без ног, в инвалидных колясках мужественно осваивали технику. Александр Садовенко увлёкся компьютерными презентациями, некоторые успешно используются в библиотеке при проведении мероприятий. Художник по выжиганию по дереву Виктор Бабарыкин нашёл своих единомышленников по сайтам Интернета, поэтому с выставкой его работ познакомились не только в нашей библиотеке, но и в других городах, за рубежом, в Интернет-сети. Дом-интернат богат талантливыми людьми, они неоднократно приезжали в библиотеку. Хор колясочников «Не падаем духом» приезжал с концертами, Проводили встречи с Бабарыкиным Виктором, с лауреатом Шолоховской премии поэтом Мироновым Александром. Без волонтёров такие встречи были бы невозможны. Именно они помогали людям с ограниченными возможностями подниматься по высоким ступенькам библиотеки. В библиотеке был сделан пандус только 2 года назад, когда всем стало понятно, что такие встречи нужны всем.
Молодые люди – это главная сила волонтёрского движения. Но с успехом можно привлекать в качестве волонтёров библиотеки всех желающих. Есть пенсионеры, которые охотно могут помочь. Например, при обучении волонтёров. Журналистка обучала ребят, как правильно брать взять интервью. Есть продвинутые пенсионеры, которые также могут помочь своим ровесникам как обращаться с современной техникой. В библиотеке волонтёры иногда помогают доставить книги тем, кто по объективным причинам не может самостоятельно посетить библиотеку. Это обычно пожилым людям, инвалидам.
Во Франции 19% взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтёрских акциях. Каждый третий немец является волонтёром. 26% японцев имеют опыт волонтёрства в прошлом. Быть добровольцем модно и популярно не только в европейских странах, но и в России. Но деятельность волонтёра связана с непрерывным развитием и ростом. Библиотека предложила участникам встречи список литературы о добровольческом движении, ведь о добровольчестве пишут не так уж много.
В журнале «Юность» появилась специализированная рубрика «Труды и дни», освещающей волонтёрскую деятельность. В рубрике волонтёры рассказывают о том, что они регулярно делают, знакомят читателей с прекрасным и неизвестным миром добрых дел.
|