МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

НОВОЧЕРКАССКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА


библиотека


имени М.А.Шолохова


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ БИБЛИОТЕКИ


                                                                                                                                                                                                                          Пятница, 27.11.2020, 21:34
 

Наш баннер

Скопируйте этот HTML код и поставьте на свой сайт
МБУК НЦБС
ДГПБ
НЭБ
Библиотеки Дона
Библиотеки РФ
Книги детям
Полезные ссылки
Правовая база
...
Статистика


Яндекс.Метрика
PR-CY.ru

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи

Пользователи онлайн: Сегодня посетили


Яндекс ТИЦ и Rank
Главная » Файлы » Сценарии

Научные открытия для Победы (Ученые Новочеркасска - фронту)
15.04.2020, 11:59
«Научные открытия для Победы»
(Ученые Новочеркасска – фронту)

Урок краеведения – сценарий

Сценарий подготовила заведующая сектором информации и досуга библиотеки имени М.А. Шолохова Семченко М.А.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
  1. Написать афишу
  2. Подготовить книжную выставку
  3. Подготовить презентацию.
По возможности пригласить родственников ученых Новочеркасска - участников Великой Отечественной войны.
ОБОРУДОВАНИЕ: 
Компьютер, проектор, экран, Интернет.
Видео-аудио записи (по необходимости)

ЦЕЛИ: 
1. Приобщить учащихся к

2.Стимулировать интерес молодежи к истории родного города. 
3.Воспитывать чувство восхищения и любви к русской истории. 
4.Развивать чувство патриотизма.
5.Показать неразрывную связь поколений. 

Слайд 1 (Обложка): Великая Отечественная война окончилась __75___ лет назад. Но каждый раз при обращении к ее истории, мы видим эти события в новом свете. И чем они дальше от нас, тем яснее осознаешь их значительный вклад в дело приближения Победы.
Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей, занимающихся наукой. Знаменитый авиаконструктор С.А. Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами … в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним … Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт … чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думал не только С.А. Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники.
Слайд 2: В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев, почти два года, был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни». Эта дорога пролегла по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило пере учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Группа ученых, возглавляемая членом-корреспондентов АН СССР П.П. Кобенко, изучала механические свойства ледового покрова – его прочность, вязкость, хрупкость, грузоподъемность, условия пролома, и на их основе разработала правила движения автоколонн по льду. Благодаря строгому соблюдению этих правил ледовая дорога «действовала» без аварий – не было случая разрушения льда из-за деформации и резонанса при движении транспорта. Следить за деформациями льда помогали специально сконструированные учеными Н.М. Рейновым приборы, получившие название «прогибографы».
Разработанный ученым Кудряшовым и внедренный в производство препарат тромбин обладал чрезвычайно ценным свойством за 3-6 секунд свертывать изливающуюся из раны кровь в сгусток – тромб, который закрывал рассеченные кровеносные сосуды.
Советские учёные, конструкторы, инженеры с первых дней войны были полны решимости отдать все свои знания и силы, весь свой труд и опыт великому делу разгрома фашизма. «Всё для фронта, всё для победы!» - эти слова стали девизом миллионов.
Начало войны резко изменило жизнь общества. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы деятельности советских людей были подчинены задачам борьбы с врагом.
В условиях военного времени объективно возросла роль науки. Исход военного противостояния в значительной степени зависел от научно-технического потенциала. Многие ученые страны были введены на руководящие посты госкомитетов и главков, назначены госсоветниками.
Научная деятельность ученых была мобилизована для помощи фронту. С целью сохранения кадров Государственным Комитетом Обороны (ГКО) запрещалось использовать научных работников и преподавателей вузов не по специальности. Тематика научных исследований определялась тремя главными направлениями:
  1. разработка военно-технических проблем,
  2. помощь промышленности,
  3. мобилизация сырьевых ресурсов.
 Возникли новые формы организации научной работы.
Слайд 3: Не обошла Великая Отечественная война стороной и Новочеркасск, который на кануне ее, считался самым озелененным и благоустроенным городом среди городов Ростовской области. Его улицы, площади и дворы на 80% были замощены каменным покрытием, а аллеи и дорожки посыпаны тырсой из камня-ракушечника. Еще в 1936-1937 гг. на центральной, Московской, улице старые пирамидальные тополя заменили каштанами, а улицы Энгельса, Народная, Степная силами жителей засажены розами и многолетними цветами.
Слайд 4: Городской сад имени Благоя Попова (в настоящее время – Александровский сад) являлся замечательным местом отдыха: центральная аллея утопала в зелени разлапистых и благоуханных лип, боковые линии, засаженные сиренью, были местом массовых гуляний молодежи.
Слайд 5: В предвоенные годы Новочеркасский индустриальный институт имени С. Орджоникидзе (так тогда назывался ЮРГПУ(НПИ)) был одним из крупнейших на Юге страны. Здесь готовили высококвалифицированные кадры для бурно развивающейся промышленности. Трудовые победы на производстве, подвиги героев авиации, покорение Северного полюса вызывали небывалый подъем в стремительной жизни всего государства. И жизнь эта была мирной. Но каждый гражданин понимал, чувствовал, что этих мирных дней становится все меньше. И тем сильнее становилась ответственность каждого за судьбу страны.
Золотое было время. Вся страна училась, работала... В библиотеках просиживали до 12 ночи, но в это время на севере шла война с финами. Ребят, уже зачисленных на первый курс, забрали в армию и в военные училища…22 июня по радио речь министра Молотова: «война».
Как и каждого советского человека, новочеркасцев потрясло сообщение о том, что 22 июня 1941 года гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Враг, пользуясь внезапностью, пересек наши границы, его авиация бомбит наши города, мнет все живое гусеницами танков, сжигает пограничные села и приграничные города… Наши бойцы, командиры, в смертельной схватке отражают атаки врага.
1941 год вуз встретил новыми достижениями в науке и новыми планами на будущее. Но история пересмотрела эти планы. Жизнь вуза продолжилась в условиях военного времени: студенты возводили оборонные сооружения, оборудовали бомбоубежища. Была перестроена и вся научная и учебная работа. Институт продолжил разработку крупных народнохозяйственных задач, которые оставались актуальными и в военное время, но наряду с ними решались в срочном порядке и новые проблемы.
Война прервала мирную работу Новочеркасского индустриального института. Началась большая и напряженная работа по перестройке жизни института на военный лад.
Научные учреждения эвакуировались в восточные районы страны. Эвакуация вуза была предпринята дважды. Сначала он был эвакуирован в г. Мергелан Уз.ССР, а в июле 1942г. эвакуация продолжилась в г. Томск, которая проводилась в очень сложной и тяжелой обстановке: без необходимых транспортных средств огромное количество ценнейшего оборудования полностью вывезти не удалось. Сложное и очень тяжелое оборудование пряталось в специально созданных тайниках. Часть оборудования маскировалась под мусором и было спрятано на территории вуза. Ценные издания из библиотеки и документы были перенесены на чердаки и в подвалы и завалены связками макулатуры.
Слайд 6: В середине дня сильнейшая бомбежка города, первый массовый воздушный налет неприятельских самолетов. Большие разрушения на улице Энгельса, Жертв Революции (ныне – Троицкая), в районе института. На территории института разорвались три бомбы. Рухнувшие стены, развороченные полы, обвалившиеся потолки, поврежденный фундамент и почти все выбитые стекла сделали институт неузнаваемым. Особенно пострадали главный корпус, литфак и аэродинамическая лаборатория. Были жертвы среди сотрудников и студентов. В этот день прошел свое боевое крещение медпункт института.
Слайд 7: Многие студенты продолжали уходить на фронт. С первых дней войны на фронт ушло более 1500 студентов, около 200 преподавателей. Около 150 студентов вступили в истребительный отряд для выполнения специального задания, Целью которого была охрана города, дорог, переправы через реку Аксай, охрана госпиталей и военных складов, борьба с диверсантами и шпионами. Бойцы отряда часто ходили в разведку. Руководил отрядом преподаватель кафедры архитектуры И.Ф.Руденко, комиссаром стал преподаватель НИИ И.Я.Быков, которого сменил позже И.П.Боляев. Председателем городского комитета обороны стал доцент А.Г.Кобилев. Все военные годы ректором института был К.А.Шильников. 65 студентов-комсомольцев, весь состав ВЛКСМ во главе со своим секретарем Михаилом Коганом, простились с институтом и ушли на фронт.  Многие из них так и не вернулись с поля боя.
Слайд 8: Линия фронта проходила всего в нескольких километрах от Новочеркасска. Оставшиеся в городе сотрудники института работали на строительстве оборонительных сооружений вокруг него. Не ушедшие на фронт студенты института, служили делу защиты Отечества в тылу. Они помогали военкоматам проводить мобилизацию лиц призывного возраста, принимали участие в подготовке боевых резервов для армии, в обучении молодежи военным специальностям и санитарному делу, в организации местной противовоздушной и противохимической обороны, в обеспечении порядка в городе, в строительстве оборонительных сооружений. Студенты проявляли заботу о раненных воинах и семьях фронтовиков. Многие выпускники 1941 года выехали на шахты, заводы, в колхозы и совхозы, чтобы заменить ушедших на фронт. Вступали в ряды народного ополчения и истребительные отряды.
Многие научные сотрудники, студенты, рабочие и служащие института, принимавшие участие в сооружении оборонительных рубежей: противотанковых рвов, окопов, баррикад и огневых точек, были впоследствии награждены медалями «За оборону Кавказа», грамотами городского комитета обороны и военного командования. В батальонах и полках ополчения, истребительных отрядах молодые патриоты после напряженного дня учебы изучали военное дело, готовились в любую минуту с оружием в руках выступить против врага.
Учебный процесс и научно – исследовательская работа на кафедрах были коренным образом перестроены. В тылу сотрудники института проводили огромную работу по оказанию помощи фронту. Ремонтировали военные автомашины, танки, доставленные в неисправном состоянии прямо с фронта. В лабораториях, механических мастерских срочно выполнялись заказы военных организаций и промышленных предприятий.
Сотрудники горного факультета организовали выжиг, которым питались литейные цеха предприятий Северного Кавказа, организовали техническую помощь по улучшению горного и электротехнического хозяйства закавказских рудников, провели ряд работ, связанных с увеличением сырьевой базы на Урале, Сиваше, Алтае. Группа геологов по спецзаданию командования северной группы войск Закавказского фронта работала в прифронтовой полосе.
Химики не только сконструировали запал для зажигательных противотанковых бомб и разработали для них состав горючей смеси, о котором я расскажу подробнее, а также изобрели серебряный препарат, ускоряющий заживление ран и разработали метод серебрения и активации песка для приготовления стерильной «серебряной» воды. Кафедра электромеханики организовала производство гальванических приборов специального назначения для военно-морского флота».
Слайд 9: Каждая кафедра всячески стремилась оказать посильную помощь фронту. Для оказания практической помощи фронту ученые НИИ Новочеркасска наряду с другими учеными страны работали не покладая сил над заказами военных, в том числе и над усовершенствованием зажигательных бутылок, известных сейчас под названием «Коктейль Молотова».
Так, в начале августа 1941 года, заведующий кафедрой физической и коллоидной химии и исполняющий обязанности ректора НПИ СЕМЧЕНКО ДМИТРИЙ ПЛАТОНОВИЧ, получил задание Комитета обороны, срочное и ответственное, — составить зажигательную смесь и разработать запал для противотанковых бутылок.
Слайд 10: Дешевые и простые в изготовлении «стеклянные гранаты» впервые нашли массовое применение против танков в ходе гражданской войны в Испании. Бутылки заполняли смесью на основе бензина и затыкали пробкой, обмотанной паклей, которую поджигали перед броском в цель. Лучшим вариантом было попадание на решетку воздухозаборника моторного (моторно-трансмиссионного) отделения бронированной машины – тогда горящий бензин проникал в двигатель, что приводило к пожару внутри танка и детонации боекомплекта.
Использование зажигательных бутылок в боевых условиях обеспечивали успех: простота, быстрота и надежность.
 Следуя заданию штаба СКВО, Д.П. СЕМЧЕНКО приступил к разработке запала и горючей смеси к противотанковым бутылкам. Целью было создать безотказное в любых условиях оружие. Так как эффективность применения такого оружия зависела не только от содержимого, но и от типа запала. Порой бутылку затыкали корковой пробкой, перед броском боец должен был заменить ее смоченной бензином тряпичной затычкой, а последнюю – поджечь. Операция занимала немало времени и делала «стеклянную гранату» менее эффективной и опасной. Запалом могли служить и две длинные спички, покрытые зажигательным составом по всей длине и закрепленные на бутылке резинкой. Боец воспламенял их перед броском теркой или обычным спичечным коробком.
Метание бутылок оказывалось успешным из окопов и щелей – особенно в корму танка или штурмового орудия после их прохождения над укрытием. Попадание бутылки в лобовую часть танка обычно лишь «ослепляло» экипаж. Броски вне укрытий или из неглубоких окопчиков приводили к большим потерям среди бойцов. Случайно разбившаяся в руках при неосторожном движении или от попадания пули бутылка сразу воспламенялась.
 Поэтому ранее созданная «Зажигательная граната», имела ряд недостатков и неудобств:
во-первых, нужно было постоянно носить с собой спички и специальную терку для их розжига, и чтобы зажечь фитиль, а в военных условиях они не всегда могли оказаться под рукой.
во-вторых, они могли быть низкого качества или отсыреть, и не сразу зажечься, в связи, с чем терялось драгоценное в бою время;
в-третьих, бутылка с горючим, разбиваясь о танк, не всегда вспыхивала, таким образом, боец подвергал себя смертельной опасности. Так как на войне важны были доли секунд.
в-четвертых, горючее, содержащееся в бутылке с подожженным фитилем, могло разлиться, попасть на руки и одежду бойца, от чего человек мог загореться и погибнуть.
Преимуществом такого оружия, как бутылка по сравнению с оружием, сделанного на производстве было: дешевизна, простота и быстрота в изготовлении.
Слайд 11: Учитывая все недостатки такого оружия, Д.П. СЕМЧЕНКО приступил к поиску горючей смеси и конструкции запала, которые отвечали бы поставленной задаче. И так получилось, что к этой работе была привлечена вся его семья. Помощниками у Дмитрия Платоновича были: его супруга ВЕРА МИХАЙЛОВНА СЁМЧЕНКО, её мать НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА КАЛМЫКОВА, 10-ти летний сын-школьник АДРИАН ДМИТРИЕВИЧ СЁМЧЕНКО. В технической работе помогал его ученик-аспирант ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ БЫКОВ с супругой БЫКОВОЙ АЛЕКСАНДРОЙ ВАСИЛЬЕВНОЙ, лаборанткой кафедры физической химии, а также СЕМЕИКИНА А.Н., стеклодув химфака
 Уже тогда было известно, что серная кислота, соединяясь со смесью бертолетовой соли, воспламеняется. Задача ДМИТРИЯ ПЛАТОНОВИЧА состояла в поиске пропорции смеси и способе отделения ее от воспламеняющейся жидкости, при соединении которой в керосине произойдет с взрывом наибольшей эффективности.
Тогда ему некогда было копаться в литературе, разрабатывать теорию и проводить исследования. Требовалось в минимально короткое время, самым простым и надежным путем усовершенствовать то или иное производство или изделие. Он проявил большую изобретательность и выдумку.
Первоначально мешочки для смеси шили дома на своей швейной машинке его супруга со своей матерью, а испытания проводились во дворе собственного дома по адресу Бакунина, 59. Заполненные смесью мешочки бросались об угол старинного кирпичного сарая, что уменьшало опасность воспламенения. Результаты СЕМЧЕНКО фиксировал и искал оптимальный вариант.
Позже дальнейшая работа по совершенствованию смеси была перенесена в лабораторию института. Подобрав очередную пропорцию, Дмитрий Платонович с некоторыми своими помощниками выходили на стадион между институтскими корпусами и бросали бутылки со смесью, испытывая их. Дмитрий Платонович бросал их сам лично, так как работа эта была опасной.
После утверждения смеси её стали делать в больших количествах. Мешочки для смеси заказывали в артели слепых, она изготовила их более 1000. Пробирки для кислоты делали стеклодувы химфака. Когда нужное количество было готово, собирали всех уборщиц химического факультета. Они приходили на кафедру и заполняли мешочки смесью. Труда было много… Много бутылок с зажигательной смесью отправлялось в городской истребительный отряд. В истребительном отряде испытания проводил аспирант и помощник ДМИТРИЯ ПЛАТОНОВИЧА СЕМЧЕНКО Быков Иван Яковлевич.
Задание было выполнено. 24 сентября 1941 года в городе Ростове на Дону состоялись испытания, предложенного Дмитрием Платоновичем Семченко запала СБС. Как свидетельствует акт испытания запала СБС, при испытаниях присутствовали: командующий ВВС СКВО генерал-майор КРАСОВСКИЙ; комиссар ВВС СКВО полковой комиссар НИКУЛЬШИН; начальник тыла ВВС СКВО интендант I-го ранга ИВАНОВ; представитель штаба СКВО полковник----------------------, начальник ремонта ВВС СКВО военный инженер 3-го ранга МАРКОВ; комиссар 14-го ПАМ”а старший политрук МАЦКЕВИЧ; автор запала инженер СЕМЧЕНКО.
Двадцать полулитровых бутылок были наполнены разным горючим и в разных пропорциях, и снаряжены запалами. Бутылки разбивались с расстояния 15-20 м либо о бетонную стену, либо о крупные камни, лежащие на земле. Во всех случаях, когда бутылки разбивались, за исключением 7 и 8 образцов, разлившееся горючее немедленно вспыхивало. Наиболее длительно и интенсивно горели смесь из 30% бензина и 70% керосина и смесь из 50% бензина и 50% мазута.
Слайд 12: Запал СБС был признан надежным, эффективным и простым в производстве и применении. Командованием были даны приказы:
  • немедленно организовать массовое производство запалов и приступить к снабжению ими частей РККА,
  • обучить бойцов воинских подразделений СКВО применению бутылок с горючим, снаряженных запалом СБС,
  • поручить инженеру СЕМЧЕНКО составить инструкцию по изготовлению и применению запалов.

Эти новые эффективные средства борьбы с бронетехникой противника стали изготовляться на Новочеркасском ликероналивочном заводе и успешно применяться на фронте.
Один из участников боев под Ленинградом, сотрудник нашего института М.С. МОРОЗОВ вспоминал однажды, что запалы, разработанные Д.П. Семченко, работали безотказно и командование выразило ему благодарность.
Эвакуировав свою семью в г. Алма-Ата к родственникам, ДМИТРИЙ ПЛАТОНОВИЧ СЕМЧЕНКО 18 июля 1942 года в 40 летнем возрасте уходит добровольцем в Советскую Армию, где его используют как высококвалифицированного химика. Служба его проходит в отделе снабжения горючим в должности инженера технолога. В составе 4 УКрФ он дошел до Германии. Во время пребывания на фронте в 1942 году Д.П. СЕМЧЕНКО усовершенствовал свое изобретение, в котором отказался от использования мешочков и воспламеняющееся вещество помещалось прямо в бутылку.
Интересно, что Дмитрий Платонович, впоследствии выполнявший много интересных, важных и крупных научно-исследовательских работ, больше всего гордился именно разработками военных лет.
Слайд 13: Деятельность Дмитрия Платоновича Семченко была высоко оценена нашим правительством, он был награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями.
В мирное же время Д.П. Семченко использовал свои знания для развлечения своих и соседских детей на празднике. Он изготовил палочку наподобие волшебной, в свечу насыпал немного бертолетовой соли, а палочку надо было предварительно обмокнуть в специальное вещество, которое при соприкосновении с бертолетовой солью вспыхивало. Таким образом он мог пожечь свечу не используя спичек.
Работу, связанную с проблемами военного значения, вели многие сотрудники института, среди которых были доценты А.Д. Дроздов, К.Я Шапошников, В.Н. Авилов-Карнаухов, профессоры В.Г. Михайлов, А.М. Карпов и др.
Слайд 14: Годы фашистской оккупации тяжело отразились на жизнедеятельности института. Учеба была практически прекращена.
В результате гитлеровских грабежей Новочеркасский Индустриальный институт потерял большое количество приборов, машин, аппаратуры, другого учебного оборудования. Были выведены из строя многие учебные кабинеты и лаборатории, музеи, учебные корпуса и общежития института. Разграблена институтская библиотека. Многие ее наиболее ценные книги по естественнонаучным дисциплинам вывезены захватчиками в Германию (более 30 тыс. книг), а общественно-политические книги и журналы были сожжены. Фашисты нанесли огромный материальный урон институту, по ценам того времени сумма составила свыше 10 млн. руб.
Слайд 15: После освобождения Новочеркасска институт на следующий же день возобновил прерванную оккупацией учебную деятельность. Студенты и преподаватели приступили к восстановлению корпусов института, воссозданию учебных кабинетов и лабораторий. Правительство выделило на восстановление института около 4 млн. рублей. Возродилась и научная деятельность. В целом за годы Великой Отечественной войны учеными института защищены 2 докторских и 15 кандидатских диссертаций и даже проведены две научные конференции (1941г.). За заслуги в деле подготовки специалистов для народного хозяйства страны орденов Трудового Красного знамени удостоены ректор института К.А. Шильников (с 1938 г.) и его заместитель профессор В.Г. Михайлов. 33 сотрудника вуза награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял важные теоретические исследования - это учёные-физики, конструкторы, исследователи, инженеры, изобретатели, техники. Президент Академии наук Владимир Леонтьевич Комаров в годы войны говорил: "Участие в разгроме фашизма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой …". И учёные с этой задачей блестяще справились.
Источники:
  1. История русской культуры IX-XX веков : учебное пособие /Л.В. Кошман [и др.]. – Москва : КДУ, 2006. – 490 с. – Текст : непосредственный. (Ф6)
 
  1. Кирсанов, Е.И. Слава и трагедия Новочеркасска 1805-2005 (Исторические очерки) : Историко-краеведческое издание : [Т.2] / Е.И. Кирсанов. – Новочеркасск : ЗАО «Сервис-связь» п. Каменоломни, 2005. – 1184с. – Текст : непосредственный. (Ф6)
 
  1. Молчанов, П.И. Новочеркасск : Историко-краеведческий очерк. – Издание третье, дополненное / П.И. Молчанов, И.Г. Репников. – Ростов-на-Дону: Книжное издательство, 1985. – 208 с. – Текст : непосредственный. (Ф6)
 
  1. НИИ в годы ВОВ [официальный сайт] / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. – URL: http://pobeda.npi-tu.ru. (дата обращения 24.01.2020). – Текст : электронный.
 
Категория: Сценарии | Добавил: Admin | Теги: фронту, изобретения, дмитрий, зажигательная, Новочеркасска, победы, НПИ, для, 7-11, Семченко, противотанковая, старших, новочеркасск, ученые, открытия, сценарий, бутылка, научные, классов, граната, Платонович
Просмотров: 112 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Режим работы
  

Режим работы:

ВТОРНИК — СУББОТА   9.00 - 18.00

ОБСЛУЖИВАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ;

10.00-18.00

ВЫХОДНЫЕ ДНИ 

ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПОНЕДЕЛЬНИК 

ПОСЛЕДНЯЯ ПЯТНИЦА месяца — САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ

 

Бессмертный полк
Осталось до...
Осталось...
Поделиться
Давайте читать!
Бессмертный полк
Праздники РФ
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания
МЫ ВКонтакте
SiteSecure безопасность сайтов
Copyright MyCorp © 2020