МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

НОВОЧЕРКАССКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА


библиотека


имени М.А.Шолохова


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ БИБЛИОТЕКИ


                                                                                                                                                                                                                          Понедельник, 25.09.2017, 21:52
 

Наш баннер

Скопируйте этот HTML код и поставьте на свой сайт
МБУК НЦБС
ДГПБ
Библиотеки Дона
Библиотеки РФ
Книги детям
Полезные ссылки
Наш опрос
Альтернативный текст картинки
Любимый жанр литературы
Правовая база
Погода
...
Статистика


Яндекс.Метрика
PR-CY.ru

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи

Пользователи онлайн: Сегодня посетили


Яндекс ТИЦ и Rank
Главная » Файлы » Сценарии

«Образ пленительный, образ прекрасный» (Женский образ в русской живописи и поэзии XYIII-XXвв.) - сценарий тематического вечера
01.06.2017, 11:10

«Образ пленительный, образ прекрасный»

(Женский образ в русской живописи и поэзии XYIII-XXвв.)

 

Сценарий тематического вечера

 

Сценарий подготовила заведующая сектором информации и досуга библиотеки имени М.А. Шолохова Семченко М.А.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проектор, экран, колонки, Интернет.
Видео-презентации репродукций картин с музыкальным или голосовым сопровождением: «Портрет А.П. Струйской» Ф.С. Рокотова; «Портрет М.И.Лопухиной» В.Л. Боровиковского; «Всадница» К.П.Брюллова; «Царевна – Лебедь» М.А.Врубеля; «Ожидание» К.А.Васильева.

ЦЕЛИ:
1. Показать как с помощью звука, цвета и слова, возможно, отразить величие и красоту русской женщины.
2.Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.
3.Воспитывать чувство восхищения прекрасным.
4.Развивать умение различать эмоциональное содержание музыкальных произведений.
5.Показать неразрывную связь литературы, живописи и музыки.

 

На экране видео звучит песня Н. Заболоцкого «Признание» исполняет  А. Малинин - https://www.youtube.com/watch?v=qXNxmB1VT0U

"… что есть — красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?"

 

Библиотекарь: Сегодняшняя наша встреча посвящена прекрасным женским образам в искусстве, литературе, музыке. Когда-то Федор Достоевский сказал, что «красотой спасется мир». Все великие люди относились к женской красоте как большому достоянию. Иностранцы, оказавшиеся в Петербурге 19 века, поражались созвездию красавиц, которые украшали своим присутствием императорских двор.
Их портреты написаны выдающимися художниками — Элизабет Виже-Лебрен, Д. Доу, В. Гау, П. Соколовым, Александром и Карлом Брюлловыми, К. Робертсон, Ф. Винтерхальтером, К. Маковским, Т. Неффом и другими.


 Из века в век женщины неизменно вдохновляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства.

Каждая эпоха на протяжении тысячелетий рождает свой образ прекрасного, свой тип женской красоты. Из глубин веков до нас дошли восхитительные лики Нефертити и Клеопатры, запечатлённые в камне художниками своего времени. Ничуть не уступают им в пленительности дамы, появившиеся на свет намного позже двух знаменитых египтянок. Многие из них становились музами и объектами преклонения мужчин-творцов, современников и потомков.

 

Чтец: От века женщина полна

Таинственности, и не скрою,

Что в силу этого она

Обожествляется порою.

Таинственность в её глазах

И в стати, что подобна скрипке,

Таинственность в её слезах,

Таинственность в её улыбке.

                 (Расул Гамзатов «Таинственность», отрывок)

 

Библиотекарь: В каждой женщине таится загадка – секрет красоты, женственности, обаяния. Какие же тайны воплощены выдающимися русскими художниками различных эпох в женском образе? Какой идеал женской красоты и гармонии воспевали поэты? Я попытаюсь ответить на эти вопросы.

В русской живописи немало гениальных произведений, в центре которых женщина с её сложным духовным миром. В ряду прославленных мастеров второй половины XYIII в. Одно из первых мест занимает Фёдор Степанович Рокотов.

Каждый портрет Рокотова – это, прежде всего чувство, воплощённое в краске. Особой одухотворённости образов художник достиг в женских портретах. Необычайно пленителен образ юной А.П. Струйской (1772) Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины, взор которой, живой и трепетный, таит в себе некую печаль. Этот загадочный взгляд выразительных карих глаз и легкая таинственная полуулыбка свидетельствуют об изменчивой сложности душевного мира этой удивительной женщины, Рокотов создал образ необычайно женственный, полный очарования и непостижимый до конца. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Судьба Струйской была не очень удачной. Красотой своей она поражала всех, но, рано выйдя за богатого самодура Струйского, в браке была несчастлива, хотя и прожила долгую жизнь.

 

Любуясь портретом А.П. Струйской, поэт Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-58) написал проникновенное стихотворение «Портрет» (1953г.)

На экране видео «Женские портреты Ф. Рокотова» - Стихотворене Н. Заболоцкого «Портрет» - https://www.youtube.com/watch?v=D8LI12fxJSE

 

Чтец: Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

 

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрыты мглою неудач.

 

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

 

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

                        (Заболоцкий Н.А., Портрет. 1953г.)

 

Библиотекарь: Кого же ещё можно назвать, вспоминая блестящих портретистов XYIII столетия?

Совсем иная творческая индивидуальность выступает в произведениях талантливейшего живописца рубежа XYIII-XIX вв. Владимира Лукича Боровиковского, который приумножил славу русских портретистов. Он создал прекрасную галерею женских образов. Героини его полотен непосредственны и своенравны; художник стремится передать и характер, и настроение натуры, сосредоточивает внимание на лицах, создаёт одухотворённые поэтические образы.

На экране видео Владимир Боровиковский «Портрет Лопухиной» - https://www.youtube.com/watch?v=7geEa6EWEUA

Признанным шедевром Боровиковского является портрет Марии Ивановны Лопухиной (1897). Художник воплотил здесь своё представление о женской прелести – удивительной, почти неземной, но, увы, недолговечной… Лопухина скончалась в возрасте 22-х лет. Но здесь, на портрете, ничто не омрачает её прекрасных черт – мы видим гармоничного человека в расцвете сил.

Более века назад этот портрет увидел у своих знакомых поэт Яков Петрович Полонский. Он долго стоял в задумчивости перед небольшим холстом: «Какое чудо – живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…» Поэт посвятил этому портрету такие строки:

 

Чтец: Она давно прошла, и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви,

                           и мысли – тень печали.

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд, и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

                           (Полонский Я.П. «К портрету». 1885г.)

 

Библиотекарь: Ну, а если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы эта картина меньше нравилась нам? Наверное, не меньше. Нас будет вечно волновать этот портрет, потому что талантливый художник создал образ печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

На экране картина-портрет «Всадница» К.П. Брюллова

Что за дама!? Пожалуй, это самый известный портрет кисти Карла Павловича Брюллова (1799-1852) «Всадница». Выдающегося мастера русского классицизма первой половины XIXв. Перед нами воспитанницы графини Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини. Это парадный портрет-картина: молодая красавица Джованина в виде амазонки осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрит она на сестру. Портрет как бы наполнен движениями и звуками: собаки лают, кажется, еще слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах палаццо. Конь горяч, но сама всадница спокойно восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне темной зелени парка — зеленое на зеленом. Протрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.

Все персонажи картины – и сама всадница, Джованина Пачини, и девочка, её сестра Амацилия, - написаны в полный рост. В образе девочки с сияющими глазами выбежавшей на террасу, художник передал светлую поэзию детства – живой и ясный взгляд на мир. Но в центре картины, конечно же, портрет очаровательной юной женщины, которой художник явно любуется и восхищается. Она легка, изящна, грациозна, воздушна. Ей посвящено стихотворение Вс. Рождественского «Всадница», написанное в 70-е годы.

 

Чтец: Ловя восторженные взгляды,

Вуаль небрежно отклоня,

Она, царица кавалькады,

Уздою вздёрнула коня.

 

И вот строптиво и сердито

В сверканье бляшек и колец

Взметнул точёные копыта

Гнедой атласный жеребец.

 

Он весь – строфа стихотворенья,

Дань романтической мечты,

Сдержал порыв и нетерпенье,

Смирённый властью красоты.

 

Великий праздник светотени –

Брюлловской кисти полотно,

В нём всё условно, как на сцене,

И тайной прелести полно.

                               (Вс. Рождественский, Отрывок)

 

Библиотекарь: Художник воспевает полноту и радость бытия с увлечённостью человека, влюблённого в красоту мира.

 

На рубеже веков был создан ещё один пленительный образ. В 1900г. живописцем Михаилом Александровичем Врубелем (1856-1910) была написана картина-портрет «Царевна-Лебедь».

На экране портрет «Царевны-Лебедь» М.А. Врубеля

Художник наиболее склонный к театрализации образов, фантасмагории и мистицизму. Его живопись кажется таинственным эзотерическим откровением в красках. Он стремился воплотить красоту и узреть её внутреннюю тайную, приоткрыть завесу загадки самой сути прекрасного.

М.А. Врубель избирает весьма оригинальную и уникальную в своём роде манеру письма. Он пишет не формами, не объёмами, а дробящимися мелкими плоскостями, подобными мозаике, мерцающей во мраке…

Он часто создавал портреты своей жены Надежды Ивановны Забелы-Врубель, играющей в театральных постановках, в образах различных персонажей – то она предстаёт в образе Гретель, то в образе Царевны-Лебедь из оперы Н.А. Римского-Корсакова по мотивам сказки о Царе Салтане и обладающей хрустальным голосом дивной красоты. Существует мнение, что навеянное художнику вдохновение после услышанной оперной партии Царевны-Лебедь в исполнении певицы Н.И. Забела (1860-1913) способствовало появлению одноимённой картины «Царевна-Лебедь».

Давайте послушаем арию «Царевны-Лебедь» в исполнении Клары Кадинской.

На экране отрывок из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Звучит ария «Царевны-Лебедь» в исполнении Клары Кадинской - https://www.youtube.com/watch?v=Wyh4ICW2HkU

На экране фото Забелы в образе «Царевны-Лебедь»

Сохранились фотографии Забелы в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения.

Однако, никаких прямых связей со сценической трактовкой "Царя Салтана" в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н.И. Забелу - совсем другое лицо. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.

На экране портрет «Царевны-Лебедь» М.А.Врубеля

Конечно, Врубель писал не просто портрет. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина - дом родной. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).

 

«Но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».

Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя. На ее неживом лице игра цветов - от иссиня-черного моря до розово-багряной зари - подобна переливу тонов на фарфоре. Только глаза живут на этом лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.  

Тонкой поэзией отмечен образ тоскующей и зовущей царевны-птицы. Покорённая любовью царевича Гвидона, Лебедь расстаётся со своей колыбелью, с любимыми волнами холодного моря: она должна принять облик земного человека. И тяжко ей и больно, и радостно это превращение. В прекрасных неземных очах её живут страх, тоска, любовь и покорность судьбе. Образ создан «редкостными по красоте, истинно сказочными красками», как говорили современники.

Конечно, это не пушкинская "Царевна-Лебедь", и не из оперы Римского-Корсакова. Там она дневная, светлая. Царевич Гвидон спасает ее от злого коршуна и женится на ней, и все устраивается к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Царевна не приближается, она уплывает во тьму.

Настроение картины тревожно-печальное. Так написано трепещуще-перламутровое, с отблесками солнца оперение Лебеди, что мы слышим этот шелест, этот трепет, слышим холодные ровные удары прибоя о берег, усиливающие ощущение безнадежности и грусти. Еще миг - и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах...

Картину "Царевна-Лебедь" особенно любил А. Блок. Репродукция с нее всегда висела в его кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком "Врубелю". Стихи не иллюстрируют картину Врубеля, они навеяны различными ассоциациями, возникшими от картины...

Чтец: Дали слепы, дни безгневны,
Сомкнуты уста
В непробудном сне царевны,
Синева пуста...

Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений, -
Голубиный лет...

Что мгновенные бессилья?
Время - легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!

И опять в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!

 

 

Библиотекарь: Прекрасные женские образы создавались русскими художниками и в XX веке. Мы остановимся лишь на одной картине. Жизнь её автора трагически оборвалась в годы творческого расцвета. Это Константин Алексеевич Васильев (1942-76). Его творчество – это мир преданий и легенд, древних былин и сказок. Его художественное наследие составляет около 400 живописных полотен и рисунков. Воспевая свою особую Русь, художник создал необыкновенно одухотворенные образы.

Незабываемый образ запечатлён в картине «Ожидание». У морозного окна со свечою в руке стоит девушка. Огромные глаза наполнены тревогой. Кого ждет она? Любимого человека? А может сама судьба подходит к дверям? Охватывает тревожное предчувствие, готовность принять свою судьбу, а может быть, - и вступить с нею в спор.

Вот и прошла перед нами целая галерея женских образов, созданных художниками трёх столетий. Прекрасные женщины, олицетворяющие стремление творцов к красоте и душевной гармонии.

 

Чтец: Ты – женщина, ты – книга между книг,

Ты – свёрнутый, запечатленный свиток,

В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!

Он жжёт огнём, едва в уста проник;

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права.

От века убрана короной звёздной,

Ты в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечём ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся от века на тебя!

                      (Брюсов В.Я., «Женщине» 1899г.)

 

Библиотекарь: Хочется, чтобы все женские лица были вечно прекрасны и всегда озарены духовным светом, чтобы они по-прежнему вдохновляли поэтов и художников на создание неповторимых полотен.

 

Литература:

 

  1. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XYIII в. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 200 с.
  2. Дружинин С.Н. О русской и советской живописи. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 232 с., ил.
  3. Заболоцкий Н. Лирика. – М.: АСТ: АСТ Москва: Транзиткнига, 2006. – 428 с.
  4. Полонский Я.П. Стихотворения. Поэмы. – М.: Правда, 1986. – 480 с.
  5. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004. – 480 с.
  6. Суздалев П.К. Врубель. Музыка. Театр. – М.: Изобраз. Искусство, 1983. – 368 с., ил.
  7. Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов кн.2. – М.: Худож. лит., 1988. – 431 с. (Классики и современники. Поэтич. б-ка)
  8. http://cvetamira.ru/bryullov-karl-pavlovich-1799-1852 - Брюлов Карл Павлович (1799-1852) История искусства
  9. http://cvetamira.ru/vrubel-mihail-aleksandrovich-1856-1910 - Врубель Михаил Александрович (1856-1910) История искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Сценарии | Добавил: Admin | Теги: живописи, прекрасный», пленительный, «Образ, ПОЭЗИИ, женский, образ, XYIII-XXвв.), русской
Просмотров: 69 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Режим работы
  

Режим работы:

Вторник — Суббота   9.00 - 18.00

Обслуживание читателей; 10.00-18.00

Воскресенье, Понедельник — выходные дни

Последняя Пятница месяца — санитарный день

 

Осталось до...
Осталось...
Поделиться
Часы
Обсуждение
Давайте читать!
Бессмертный полк
Праздники РФ
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания
Мудрые мысли
SiteSecure безопасность сайтов
Copyright MyCorp © 2017