МБУК НЦБС Библиотека имени М.А. Шолохова
Родной язык – путь цивилизации и культуры
Сценарий Лингвистического вечера
Цель: Способствовать формированию у старшеклассников чувства уважения к языку и ответственности, как носителях родного языка
Подготовительная работа: Подготовить слайдмикс о русском языке, подобрать фрагменты из фильмов, юмористические ролики из КВН по теме русского языка, оформить выставку.
Ведущий 1. Добрый день! Дорогие друзья!
Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Благодаря языку ты встречаешься с великим множеством новых людей, у тебя появляются друзья в других странах. Но главное язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям. А сейчас послушаем рассказ о баснописце Эзопе.
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну, так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.
Ведущий 2: Любой язык, будь казахский или русский, английский или французский по-своему красив и богат. Тема нашей встречи сегодня – русский язык. Язык, на котором мы говорим, настолько для нас привычен, что мы и не задумываемся о его значении в нашей жизни, о его культурной ценности. А между тем язык – это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всём его многообразии. Слова рождают в нашем воображении зрительные образы. Мы можем представить себе, как сверкают айсберги Ледовитого океана, как в пустыне караван верблюдов спешит к оазису, то есть мы можем представить себе предметы и явления, которые мы видим.
Ведущий 1: Обратимся к высказываниям мудрых людей о русском языке. Сейчас на экране будем демонстрировать слайды с высказываниями о языке и слове. Я буду их зачитывать, а вы подумайте над ними.
«Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств человека, который пользуется языком народа. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение».
Д.С. Лихачев.
«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит…» Л.Н. Толстой.
«Русский язык в его классической чистоте – это наша последняя фамильная драгоценность… если у нас нынче и есть чем повеличаться перед человечеством, так только прекрасным языком, едва ли не самым богатым в мире, - он и музыка, и тонкий инструмент познания, и сам по себе искусство, и совершенное средство общения по душам. Да в том-то и беда, что говоря по-русски, мы и не подозреваем о том, что пользуемся сокровищем…»
Вячеслав Пьецух
«Я ко всем наукам ключ имею
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком»
Семен Данилов
Ведущий 2. В Российской Федерации русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения людей в многоэтническом государстве, а также основным государственным языком, на котором осуществляются все функции государственного управления. Кроме того, он также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России. Русский язык - важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находится под особой защитой со стороны государства в качестве одного из объектов системы обеспечения национальной безопасности страны. В связи с этим 2007 год был объявлен в России Годом русского языка, но этого мало. Необходим новый закон Российской Федерации о русском языке, и каждый человек должен оценить и более приобщиться, и полюбить свой родной русский язык. Каждый гражданин России должен осознать, что русский язык – это не просто инструмент межнационального общения, он – воспитание души. И посему сейчас наипервейшей задачей является сохранение русского языка и русской национальной культуры. Развитие и сохранение русского языка и продвижение в мире русской словесности – задача замечательная. У нас великая культура – вот то, что мы должны представить миру, одновременно зарабатывая и формируя имидж страны с великой историей.
(демонстрация слайдмикса с песней о русском языке на слова О. А. Александрововой, музыку Г. В. Гладкова в исполнении композитора)
Истоки русского языка
Ведущий 2: Обратимся к истории. Современный алфавит – прямой потомок того, что был создан великими просветителями - братьями Кириллом и Мефодием. В городе Солуне в Македонии жил знатный и богатый вельможа, по имени Лев. Жену его звали Мария. Было у них 7 сыновей: старшего звали Мефодием. А младшего Константин ( после принятия монашества Кирилл ).Кирилл прославился своими успехами в учении так, что был взят в царёвы палаты к юному императору Михаилу. Освоил несколько языков. За учёность, не только внешнюю, но и богословскую, он был прозван Философом. Мефодий стал военачальником. Он был талантлив как организатор, что ему было поручено правление одним славянским княжеством. Но ушёл на Святую гору Олимп в монастырь Полихрон, чтобы служить Богу. Принимает тайный постриг и Константин. Неутомимо трудились братья, готовя учеников, расширяя переводы богослужебных книг, крестя и просвещая славянские земли. Важное событие в жизни славянских народов (русских, украинцев, болгар, белорусов, сербов, хорватов) произошло в 863 году. Братья были посланы в Моравию проповедовать христианство. В это время Кирилл и создал азбуку для славян. Перевёл много священных книг с греческого на славянский с помощью брата. Каждый год отмечается эта дата празднования Дня славянской письменности. (25 мая). А древняя славянская азбука называлась (Кириллица). Откуда берёт начало наш родной русский язык. Вот такая серьёзная информация. Но немного юмора нам не помешает. Для этого посмотрим сюжет из КВН команды «Уральские пельмени» «Кирилл и Мефодий».
Русский язык в мировом сообществе.
Ведущий 1: Сегодня русский – один из рабочих языков ООН, на нем говорят во всех республиках бывшего СССР, кроме того, крупные русские общины существуют в Израиле, Германии, Турции и даже США. По примерным оценкам, сегодня на русском говорят более 200 млн человек во всем мире. Русский язык принадлежит к индоевропейским языкам, что связывает его с греческим и латинским. Ближайшие родственники – украинский и белорусский. Оказывали влияние немецкий, французский, английский и другие языки. Но, к слову сказать, иностранцы считают, что русский язык со странным алфавитом, жёстким произношением. В общем, репутация нашего языка, как одного из самого сложнейшего для изучения. Что думают иностранцы о русском языке?
Ведущий 2: Удивительно, но о некоторых очевидных фактах мы, русские, даже никогда не задумывались! Послушайте:
1. Русский алфавит странный сам по себе. Некоторые буквы в нем точно такие же, как в латинском, а вот другие выглядят так же, а звучат совсем иначе. А еще две буквы – «ъ» и «ь» - не имеют собственных звуков, зачем они вообще нужны?
2. Буква «Е» может представлять два разных звука: [йэ] и [йо]. То есть, для [йо] есть отдельная буква, Ё, но эти две точки почти никогда не пишут, так что получается не Ё, а Е. Запутаться можно.
3. В современном русском слово «товарищ» уже не используется, так что русские остались без специального слова-обращения к другому человеку или группе людей. Иногда можно услышать «дамы и господа», но это звучит несколько вычурно и неестественно. Люди могут использовать обращения «мужчина, женщина», но это несколько грубо. За последние 20 лет русские не смогли определиться, как же им обращаться к другим людям, поэтому в каждой ситуации они выбирают наиболее подходящее обращение.
4. Не используется глагол «быть» в настоящем времени. А вот в будущем и прошедшем – используется.
5. Порядок слов в русском языке свободный, но это не значит, что вы можете ставить слова, как хотите. От порядка слов может кардинально зависеть смысл предложения. Например, «Я иду домой» - просто значит «Я иду домой» (хотя, конечно, много зависит от интонации), а вот «Я домой иду» значит, что «Я иду именно домой, а не куда-то там еще». А «Домой иду я» значит «это я иду домой, а не ты и не кто-то еще. Все остальные остаются здесь и работают!». Так что порядок слов в русском языке зависит от того, что вы хотите сказать.
6. Чтобы превратить предложение в общий вопрос, менять вообще ничего не надо, только интонацию. «Ты дома» - это утверждение, а «Ты дома?» - уже вопрос.
7. У числительных 1 и 2 есть род, а у остальных – нет. Один мальчик, одна девочка, две девочки, два мальчика, но три мальчика / девочки.
8. У числительного 1 есть множественное число (одни).
9. В прошедшем времени у глаголов есть род, а в настоящем и будущем – нет. Он играл, она играла, он играет, она играет.
11. Слово из двух букв, в котором можно сделать 8 ошибок – щи. Российская императрица Екатерина Великая, будучи еще немецкой принцессой Софи, написала простое русское слово «щи» вот так: «schtschi», а это 8 букв, все из которых неправильные!
12. Самые сложные русские скороговорки: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».
Казахстанская команда КВН изложила свою версию о трудности изучения русского языка (сюжет из КВН «Казахи изучают русский язык»)
О культуре речи
Ведущий 1: Культуру речи вы определяете по тому, как человек разговаривает. От этого в некоторой степени зависит его репутация в обществе, как культурного и образованного человека. При общении важно соблюдать нормы устной речи. Это касается в равной степени и построении фраз и произношении слов. Русскую речевую культуру прежде всего отличают способы обращения к лицам. Использование в разговоре известных высказываний, крылатых выражений, шуток, бесспорно, обогащает нашу речь и делает более выразительной. Но всё должно быть в меру. Следует быть осторожным при использовании «словечек» из молодёжного сленга типа «классно», «клёво» и им подобных. К сожалению, современный русский язык слишком засорён совами, имеющими часто уголовно-блатное происхождение. Многие люди их употребляют их, даже об этом не задумываются. Помните, что неприятная речь так же неприятна, как и неприятный человек. Тон общения выбирается с учётом статуса говорящего и его собеседника. Многое зависит от начала разговора. Не следует использовать высокопарные слова, неправильно построенные фразы, слова. Необходимо следить, что говорить, как говорить, какие использовать жесты. Знание литературных норм языка свидетельствует о том, насколько человек воспитан. Очень поможет чтение книг. Замечайте, какие слова писатель употребляет часто и от первого лица, а какие пореже и только в изображении отрицательных персонажей. Присматривайтесь, как писатели строят фразы. Ваш язык будет становиться богаче и чище. Вам будет легче выражать свои мысли. С иронией отнеситесь к «слэнгу» третьеразрядных американских фильмов. Этот язык прост и примитивен. Он вас точно не обогатит.
(с помощью проектора показать фрагмент «Разговор Остапа Бендера с Эллочкой Людоедочкой из фильма Двенадцать стульев» по произведению Ильфа и Петрова)
Ведущий 2: Тема «Этикет и интернет».Когда появился Интернет, люди посылают друг другу сообщения чаще по Е-mail, чем перезваниваются, как впрочем сообщения по мобильникам и прочим гаджетам.
Несколько важных правил эпистолярного этикета.
- Ответить на полученное письмо, нужно как можно быстрее – не позднее, чем через 5-7дней после получения. Письмо начинается с обращения «Уважаемые…», «Добрый день…»
- Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких вы с ним привыкли говорить. Малознакомому человеку лучше писать сдержанно
- Закончить письмо с пожеланием здоровья или выражением «Счастливо!», «Всего доброго»
- Если забыли написать о чём-то, можно добавить, написав PS, что значит post scriptum (после написанного)
- Никогда не употребляйте шаблонных выражений
- В электронной переписке можно употреблять смайлики. Смысл их разнообразен. Лучше их употреблять, если знаете их смысл.
Ведущий1: Когда мы используем компьютерную связь, перед нами нет лица собеседника, есть только экран монитора. Нет эмоций, нет мимики, жестов – одни слова, один текст. Важно помнить, что собеседник - живой реальный человек со своими взглядами. В онлайновом общении очень легко неправильно истолковать слова оппонента и неправильно истолковать. Общение в Сети безлично и часто провоцирует людей вести себя неадекватно, как они никогда бы не общались в обычной жизни. Написав текст, прочитайте ещё раз и взвесьте, сказали бы вы эти слова человеку при встрече. Если нет, то переписывайте текст. Лучше будет и для вас и для вашего собеседника. Даже в киберпространстве существует своя этика, и она мало отличается от общения в реалии. Следует помнить, что безграмотные письма с массой ошибок обычно вызывают раздражение. Если автор письма или комментария не вполне разбирается в «правильнописания» – ему рекомендуется проверять текст на наличие ошибок с помощью специальных программ. Некорректные действия в Сети, легко вызывают к жизни так называемые электронные войны пользователей (флеймы).
V. Конкурсы.
Ведущий 1. Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?
Ведущий 2. Что мы с ним знакомы, я согласна. Ведь это наш родной язык – мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Но хорошо ли мы его знаем? Много ли грамматических ошибок встречается в ваших тетрадях? Вы скажете, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С.Пушкин считал, что ошибка – обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Ведущий 1. Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь, изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий знаток русского языка.
А теперь, друзья, давайте проверим, хорошо ли вы владеете русским языком. Пусть сегодня в соревнование вступят две команды, и мы определим знатоков русской речи.
Ведущий 2. Слово предоставляется командам.
Ведущий 1. Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. А судить, кто с заданием справиться быстрее и правильно, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…
Итак, начинаем игру
Ведущий 2. Конкурс «Орфографическая эстафета»
Каждой команде даю по листу со словами, где допущены ошибки. Члены команды передают друг другу по очереди эти листы и исправляют ошибки. Каждая найденная ошибка – это 1 балл для команды.
Ведущий 1. Конкурс «Образцовая речь». Задание№2: поставьте ударение в словах:
каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.
За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.
Ведущий 2. Задание: ответьте на вопросы (кто быстрее из команд даст правильный ответ, заработает 1балл).
А сейчас вопросы на смекалку.
1. Что говорят, когда рыба срывается с крючка? Определите часть речи. (Эх! Междометие). 1 балл
2. Какое государство начинается на « А» и оканчивается тремя «я»? (Австрия). 1 балл
3. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос). 1 балл
4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные. (Уши). 1 балл
5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер). 1 балл
6.Есть ли ноги у газеты, книги? ( Есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу, газету вверх ногами). 1 балл
7. В каком глаголе имеется сто отрицаний? (Стонет). 1балл
Ведущий 1: Конкурс «Наборщики»
Задание: наберите наибольшее количество слов из слова «языкознание» за одну минуту.
За каждое слово по 1 баллу.
Ведущий 2: Конкурс «Что общего?»
Ведущий 1. Задание: случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор? Через минуту дайте ответ. ( Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки. Компот – то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе; композитор – тот, кто собирает мелодию из отдельных звуков).
2 балла.
Подведение итогов игры. Слово жюри.
VI. Заключительное слово
За 3 последних века русский язык изменился качественно. Стал язык современным. Изменилось и отношение к нему. Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придётся. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять не ощущением только или чувством, но и разумом, волей. Понять, что язык – начало всех начал, и совершая дело, мы осмысляем всё это словом, передавая открытое для себя другим. Нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию. Отречётся от предков – забудет себя. Мне хотелось бы, чтоб вы поняли, какая ответственность лежит на каждом из нас, как носителе языка: он – нить, связывающая прошлые поколения с будущими. Бережное отношение к языку – это бережное отношение культуре. Книга выступает одним из звеньев духовной культуры людей. Появляются новые способы хранения и передачи информации. Но книга всегда останется книгой.
Всё, что создано умом,
Всё, к чему душа стремиться,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Литература:
Аннинский Л. Тысячелетний речестрой. Размышление о русском языке / Лев Аннинский // Родина. – 2015. - №10. – С. 90-92.
Андреев В.Ф. Современный этикет и русские традиции / В.Ф. Андреев – М.: Вече, 2005. – 400 с. - (Наши традиции).
Архипова О.В. Классный час «Нам дан во владенье красивый язык» / О.В. Архипова // Классный руководитель. – 2011. - №1. – С.128-132.
Гончарова Т.В. Речевая культура личности. Практикум / Т.В. Гончарова. - М.: Флинта: Наука, 2012. – 240 с.
Колесов В.В. Гордый наш язык / В.В. Колесов. - 2-е изд., перераб. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2007. – 352 с.
Колесов В.В.История русского языка в рассказах / В.В. Колесов. – 3-е изд., перераб. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2007. – 224 с.
О великий, могучий!(«Перлы» из школьных сочинений) // Домашний лицей. – 2001. - №2. – С.101 -103.
Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим / С. Потапов, О. Вакса. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 368 с. - (Практическая психология)
Ромашова С.Н. Методическая разработка классного часа «Пойми меня правильно…» (проблемы речевой культуры) / С.Н. Ромашова // Классный руководитель. – 2016. - №2. – С. 81-88.
Подготовила и провела: Главный библиотекарь библиотеки имени М.А.Шолохова Колесникова В.И.