МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

НОВОЧЕРКАССКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА


библиотека


имени М.А.Шолохова


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ БИБЛИОТЕКИ


                                                                                                                                                                                                                          Четверг, 28.03.2024, 16:53
 

Наш баннер

Скопируйте этот HTML код и поставьте на свой сайт
МБУК НЦБС
ДГПБ
НЭБ
Библиотеки Дона
Библиотеки РФ
Книги детям
Полезные ссылки
Правовая база
...
Статистика


Яндекс.Метрика
PR-CY.ru

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи

Пользователи онлайн: Сегодня посетили


Яндекс ТИЦ и Rank
Главная » Файлы » Сценарии

Умел смеяться и смешить_Час юмора_К 140-летию А.Т. Аверченко_Сценарий
26.03.2021, 10:18
Умел смеяться и смешить
Час юмора
К 140-летию А.Т. Аверченко
 
Подготовила библиотекарь 1-ой категории
библиотеки им. М.А. Шолохова Ячменникова Н.В.

Неунывающего жизнелюба, человека легкого и веселого характера, редактора журнала «Новый Сатирикон» – Аркадия Тимофеевича Аверченко при жизни сравнивали с Марком Твеном и О'Генри, читающая публика присвоила ему титул «короля смеха». Книги Аверченко «Зайчики на стене», «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Рассказы для выздоравливающих» читала, покатываясь от смеха, вся Россия. Н.А. Тэффи отмечала, что «он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы. Место его в литературе свое собственное, я бы сказала — единственного русского юмориста».
«Поводом для улыбки и смеха этого мастера сатиры было все: телефон и Государственная Дума, трамвай и зубная боль, граммофон и усиленная охрана, праздничные визиты и смертная казнь», — писал о нем один из критиков.
Вот только некоторые юмористические варианты толкования слов из энциклопедии остроумия А. Аверченко:
Адъютант (франц.) – прощальное приветствие. В переводе – прощай, тетка.
Деньги – непереводимое. Особенно у богатых.
Диабет – небольшой сахарный завод на одну персону.
Наследственность – наследство, которое нельзя спустить.
         Сам себя Аверченко считал «превесёлым». Друзья вспоминали, что его всегда сопровождали удача и радость. «В нем жила какая-то внутренняя свобода… Был насмешлив, но не дерзок, был выдержан, никогда не лгал, умел быть снисходительным к другим…». В его улыбке можно было прочесть: «Я парень хороший и товарищ отменный, но пальца в рот, пожалуйста, не кладите. Против воли откушу».
Аркадий Аверченко родился в Севастополе 27 марта (15 марта по старому стилю) 1881 года в небогатой купеческой семье. Отец писателя Тимофей Петрович Аверченко, мещанин из Перекопа, поселился в Севастополе после окончания Крымской войны. Он был человеком умным, отзывчивым, но неудачливым, и к тому моменту, когда мальчику исполнилось десять лет, полностью разорился. Мать будущего писателя, мещанка Сусанна Павловна Софронова - дочь отставного солдата из-под Полтавы. Аркадий был четвертым из девяти детей и единственным выжившим мальчиком; мать и шесть сестер его обожали и баловали. Аркадий отличался слабым здоровьем, но и этот печальный факт писатель со свойственной ему самоиронией делает объектом для шуток в автобиографии, написанной в 1903 году: «Не имея желания учиться, притворялся слабым и больным». На самом деле, слабое зрение не позволяло ему посещать гимназию, поэтому начального образования мальчик не получил. Как, впрочем, никакого другого, если не считать 2-х классов реального училища и домашнего обучения, которым занимались сестры. Друг писателя Н.Н. Брешко-Брешковский говорил, что недостаточность образования Аверченко восполнялась природным умом. Аркадий Тимофеевич талантливый самоучка с огромным читательским багажом.
Хотя писатель самокритично причислял себя к лоботрясам и бездельникам, работать он стал с 15 лет. Поначалу юноша устроился писарем в компанию по перевозке грузов, а через год уехал на угольные шахты Донбасса, где прослужил конторским рабочим около 4 лет. «Это был самый грязный и глухой рудник в целом свете», – вспоминал Аверченко. Вокруг он видел только непосильный труд и «целое море водки». Конторщик из Аверченко получился плохой, с начальством он «вел себя юмористически», и не выгнали его только потому, что он смехом, шутками, замысловатыми анекдотами освежал окружающих, «погрязших в работе, скучных счетах и дрязгах». К большой радости юного Аверченко, контора в 1900 году перебралась в Харьков. Здесь, по его собственным словам, молодой человек ожил и окреп. Тогда же предпринял первые литературные попытки.
Будущий “король смеха” дебютировал на страницах харьковской газеты “Южный край” с рассказом “Как мне пришлось застраховать жизнь” в 1903 году. Он пишет еще несколько юмористических рассказов, а затем берется за выпуск журнала “Штык”, где выступает одновременно автором, редактором и иллюстратором. Он создает сатирические рассказы, рисует шаржи и карикатуры и обретает популярность у публики. Вслед за этим последовало издание журнала “Меч”, который просуществовал недолго.
Сатира молодого Аверченко вызвала недовольство начальства, и ему пришлось покинуть город в 1907 году. Из Харькова молодой человек решает отправиться в Петербург, где продолжает заниматься сатирическими жанрами.
В северной столице писатель становится заметной фигурой, потому что занимает нишу, для которой, кажется, был создан. Он умеет видеть смешное и нелепое, пишет едко и остро. Журнал “Стрекоза”, куда он устроился секретарем, в 1908 году преобразовался в еженедельник “Сатирикон”, который стал уникальной трибуной социальной сатиры и значимым культурным явлением. Аверченко из постоянного автора скоро перешел на роль главного редактора издания.
В золотой век журнала в нем публиковались рассказы Надежды Лохвицкой (Тэффи), Саши Черного, Осипа Дымова, Леонида Андреева. Время от времени на страницах нового журнала свои произведения публиковали А.И. Куприн, А.Н. Толстой, А. Грин. Позже в «Сатириконе» печатались О.Э. Мандельштам и В.В. Маяковский. Журнал прекрасно иллюстрировался художниками А. Радимовым, Н.В. Ремизовым (Ре-ми), И.Я. Билибиным, Л.С. Бакстом, Б.М. Кустодиевым, А.А. Юнгером и посреди всего этого великолепия возвышался Аркадий Тимофеевич Аверченко (который был действительно человеком высокого роста). Он всех любил, всех дружил друг с другом, никого никогда не редактировал, но излучал такой веселый свет, что все делалось вроде бы само собой и в огромных количествах.
Читатели полюбили “Сатирикон”, потому что он не переходил на личности, обличая конкретных особ, а вводил жанр “лирической сатиры”, полной самоиронии и тонких наблюдений за человеческой натурой. Интересный факт - журнал читал сам император Николай II, собирая его подшивки. Когда Кустодиев работал над портретом Николая II, царь во время сеансов читал вслух рассказы Аверченко и собирался позвать знаменитого «смехача» в гости во дворец.
Какое-то волшебное слово знал этот недоучившийся провинциал, любивший пышно одеться и сладко покушать! Дело в том, что юмор подделать невозможно, он или есть, или нет. И от того какой это юмор, человека или не любит никто, или любят очень многие и разные.
Издание «Всеобщей истории, обработанной ”Сатириконом”» стало настоящим хитом. Туда вошли юмористические версии мировых событий от Тэффи, Осипа Дымова и Иосифа Оршера. Аверченко взял на себя описание Нового времени, куда поместился рассказ “Открытие Америки”.
В 1910 году издаются 3 книги Аркадия Аверченко «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)» (книга 1), «Зайчики на стене» (книга II) и приносят ему славу доморощенного Марка Твена и О’Генри. Рассказы писателя необычайно популярны и даже перекладываются в пьесы для театра. В 1912 году выходят еще 2 тома рассказов - “Круги по воде” и “Рассказы для выздоравливающих”. Произведения сатирика печатались огромными тиражами, мгновенно раскупались и неоднократно переиздавались. За десять лет у Аверченко вышло сорок сборников и некоторые из них переиздавались по двадцать раз.
Особняком в творчестве писателя-сатирика стоят рассказы для детей и о детях. Аверченко проявлял заботу о своих племянниках и племянницах, был сердечно привязан к детям своих друзей. На протяжении всей творческой жизни его интересовали мир детства и то, как формируется личность ребенка. Дети в понимании писателя чисты и бесхитростны, они обладают свежим взглядом на мир. Им противопоставлены взрослые, жизнь которых наполнена корыстью и себялюбием. «О маленьких – для больших» – так назывался сборник рассказов о детях, вышедший в 1916 году в издательстве «Нового Сатирикона». На экземпляре сборника, подаренного П.М. Пильскому, Аверченко сделал надпись: «Если я так люблю чужих детей, то как бы я любил и ласкал своих».
Наибольшее развитие тема детства в произведениях А.Т. Аверченко получила в послереволюционные годы: «Трава, примятая сапогом» (1919), «Дети» (1922), «Отдых на крапиве» (1924). Считается, что специально для детей Аркадий Аверченко никогда не писал. Зато все исследователи наперебой вспоминают такое популярное в начале XX века семейное чтение, когда и папа, и мама, и дети вечером вокруг лампы…
После Октябрьской революции привычное благополучие резко обрывается, большевики закрывают журнал Аверченко, называя его буржуазным и неблагонадежным. Следующий этап в биографии писателя становится дорогой в изгнание. Сначала он покидает столицу и едет на юг, где на два года оседает в родном Севастополе. А в 1920 году писатель навсегда покидает родину. на одном из последних транспортов, грузовом пароходе «Modig» вместе с русской армией генерала Врангеля.
Незадолго до отъезда вышел в свет сборник фельетонов и рассказов «Нечистая сила», в котором Аверченко с болью описывал истерзанную большевиками страну. Он верил, что возврат к прошлому еще возможен.
В эмиграции Аркадий Тимофеевич занимается созданным еще в Севастополе театром и продолжает писать. Европа была переполнена беженцами русской национальности, поэтому писателю удавалось чувствовать себя своим даже на чужбине. Вместе с тем, в отличие от большинства представителей русской интеллигенции, он не знал европейских языков, что осложняло адаптацию в западном обществе.
В этот период творчество писателя переживает значительную трансформацию, появляются новые острые темы и изменяется тональность звучания. Рассказы 1920-х годов посвящены осмыслению революции и ее разрушительных последствий, а также судьбам эмигрантов, пытающихся выжить в изгнании и найти новые смыслы и опору в жизни. Явственно чувствуется тоска по безвозвратно ушедшему времени старой России. В 1921 году в парижском издательстве выходят памфлеты “Дюжина ножей в спину революции”, в котором он сатирически изобразил жизнь в Советской России. Через год сборник был переиздан в Париже, и на публикацию отозвался в газете «Правда» В. И. Ленин. Назвав Аверченко «озлобленным почти до умопомрачения белогвардейцем», саму книжку он счел «высокоталантливой». «Некоторые рассказы, по-моему, заслуживают перепечатки. Талант надо поощрять», — подвел итог вождь революции. Вскоре в советской прессе стали публиковаться отдельные произведения писателя, снабженные критическими комментариями.
В 1922 году Аверченко обосновался в столице Чехословакии. Талантливый и трудолюбивый человек, он комфортно жил в стране, дружелюбно встретившей русских эмигрантов. В отличие от многих других писателей, он не потерял себя, не голодал, много работал, выступал с концертами, был успешен. Здесь были написаны книги “Рассказы циника”, “Записки Простодушного”, “Шутка мецената”.
Еще в детстве Аверченко получил травму глаза, и болезни зрения сопутствовали ему до смерти. В начале 1925 года писателю пришлось решиться на удаление больного глаза, и операция прошла с осложнениями. С января писатель находился в больнице Праги в крайне тяжелом состоянии, имея одновременные проблемы с сердцем, сосудами и почками и долгое время, не приходя в себя. Затянувшаяся болезнь стала причиной смерти, которая наступила 12 марта 1925 года. Его похоронили в православной части Ольшанского кладбища, где покоятся видные деятели первой волны русской эмиграции.
Аркадий Аверченко не дожил двух недель до 45 лет. Он не сумел выполнить собственное завещание: «…не смотрите на мир так, как будто он — неловкий слуга, не сумевший услужить вам, и поэтому достойный презрения и проклятий! Используйте его получше и умирайте попозже». Впрочем, Аверченко не сумел выполнить только последний пункт – насчет долгой жизни. А вот в остальных преуспел.
Личность Аверченко всегда была окружена мифами и слухами. Как и многие писатели (и как почти все юмористы), в автобиографических рассказах он искажал многие детали своей биографии. А установить истину было нелегко – в советское время творчество Аверченко на несколько десятилетий оказалось под запретом, старые издания изымались из библиотек, новые не выходили. Только теперь легенды начинают развенчиваться, и образ Аверченко предстает живым и полнокровным.
И сегодня его произведения, наряду с юмористическими рассказами других авторов начала XX века, пользуются большой популярностью у самого широкого круга читателей. “Галочка”, “Человек за ширмой”, “Жена” и другие рассказы вошли в сокровищницу мировой юмористической литературы, а цитаты из произведений писателя до сих пор вызывают улыбку и легкую грусть.
Использованная литература
  • Аверченко, А. Т.   О маленьких – для больших: рассказы / А. Т. Аверченко. – Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2008. – 208 с.
  • Аверченко А.Т. Юмористические рассказы: сборник / А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи, С. Чёрный. – Москва : Детская литература, 2004. – 492 с.: ил. – (Школьная библиотека).
  • Антология мировой детской литературы / Ред. В. Володина; худож. Е. Дукельская. – Москва : Аванта+, 2002. – 624 с.: ил.
  • Левицкий, Д.А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко / Д.А. Левицкий. – Москва : Русский путь, 1999. – 552  с.: ил.
  • Русская литература ХХ века: в 2 ч. / Ред. В.П. Журавлева. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1998. – 335 с.
  • Русская литература ХХ века: в 2 ч. / Сост. Е.П. Пронина. – 6-е изд. – Москва : Просвещение, 2001. – 334 с.
Категория: Сценарии | Добавил: Admin | Теги: час, умел, летию, Аверченко, смеяться, 140, юмора, сценарий, А.Т., смешить
Просмотров: 591 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Режим работы
  

Режим работы:

ВТОРНИК — СУББОТА   9.00 - 18.00

ОБСЛУЖИВАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ;

10.00-18.00

ВЫХОДНЫЕ ДНИ 

ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПОНЕДЕЛЬНИК 

ПОСЛЕДНЯЯ ПЯТНИЦА месяца — САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ

 

Бессмертный полк
Осталось до...
Осталось...
Поделиться
Давайте читать!
Бессмертный полк
Праздники РФ
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания
МЫ ВКонтакте
SiteSecure безопасность сайтов
Copyright MyCorp © 2024