Конституции нашей страницы
Сценарий урока правовой грамотности для учащихся 10-11 классов
Подготовила библиотекарь 1-ой категории библиотеки им. М.А. Шолохова Ячменникова Н.В.
Оформление: На экране фоновая заставка «12 декабря – День Конституции Российской Федерации»; выставка «Главная книга страны»: портрет Президента РФ, символы РФ, Конституция РФ, газетные статьи, посвященные празднику.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с видеофильмом.
Библиотекарь (1): Здравствуйте дорогие друзья. Поздравляю вас с праздником - Днем Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, что это за праздник? Это своеобразный день рождения Основного закона России. 21 год назад -12 декабря 1993 года родилась наша Конституция, т.е. была принята всенародным голосованием – в форме высшего проявления народовластия -….
(Школьники продолжают: «в форме референдума»)
Слово «конституция» происходит от латинского слова «constitytion» - установление, устройство. Конституция – это своеобразный договор между народом и властью, обществом и государством.
Скажите, ребята, какова роль Конституции в жизни нашего общества, жизни любого человека?
(Звучат ответы)
Библиотекарь (2): Действительно, Конституция представляет собой огромную ценность для нас – жителей России. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Серьезная ситуация. Если у него есть компас, он найдет себе дорогу. Нет этого надежного помощника, ему придется уповать на случай, который вывел бы его из затруднения. В современном мире таким компасом для нас является Конституция. В Конституции РФ:
- учреждаются основные принципы устройства общества и государства;
- устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления;
- закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности граждан.
Конституция представляет собой правовой акт высшей юридической силы. Она служит фундаментом для принятия любого закона в стране. Ни один закон не может быть принят, если он противоречит Конституции.
Библиотекарь (1): Из всех юридических документов - Конституция самый известный. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его стране есть Конституция. Конституцией гордятся, на ней клянутся, ее критикуют, ею укрепляют государственную власть.
Конституция нашей страны не появилась на пустом месте. Она прошла долгий путь развития. Об этом вы узнаете, посмотрев видеофильм, который мы предлагаем вашему вниманию.
(Показ видеофильма «Наша Конституция». Школьники узнают о пяти этапах конституционного развития в России)
Библиотекарь (2): Хотелось бы особенно выделить пятый этап развития. 12 декабря 1993 года был принят последний проект российской Конституции, который стал важной поворотной вехой в истории нашей страны. Новая Конституция – зеркало глубоких изменений в самих основах жизни государства. Она юридически закрепила уже произошедшие перемены и расчистила путь для новых.
Назовите изменения, которые произошли в нашем обществе, и стали причиной принятия новой Конституции?
(Звучат ответы)
Библиотекарь (1): Вы правы, ребята. Причины разработки и принятия новой Конституции РФ конечно связаны с изменением в обществе после 1991 года. И они таковы:
1 Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г. Образование Российской Федерации, преобразование ряда автономных областей в автономные республики.
2. Становление многопартийной системы в России. В конце 90-х г.г. Министерством Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Кроме того, существовало, да и до сих пор существует, множество мелких незарегистрированных партий, партий-однодневок. 5 основных партий: «Единая Россия», «Коммунистическая партия», «Либерально-демократическая» партия, «Патриоты России», «Яблоко», «Правое дело» и «Справедливая Россия».
3. Противостояние законодательной и исполнительной власти.
4. Учреждение 17 марта 1991 года института президентства.
5. Переход страны на рыночную экономику.
Библиотекарь (2): За прошедшие два десятилетия в действующую российскую Конституцию были внесены поправки.
- В связи с изменениями именований субъектов федерации и процессами объединения российских регионов, 9 раз менялась статья 65 Конституции (О составе субъектов РФ).
- В конце 2008 года президент Д.А. Медведев предложил внести изменения, касающиеся увеличения сроков полномочий президента и государственной думы, а также усиления контрольных полномочий Гос. Думы в отношении правительства РФ.
- 7 октября 2013 года президент РФ В.В. Путин внес в Государственную Думу законопроект о поправке к Конституции РФ, которая предусматривает объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда
Библиотекарь (1): В новой Конституции РФ права и свободы граждан впервые были провозглашены главной ценностью нашего общества.
Сейчас, ребята, в игровой форме вы можете проверить свои знания о правах человека, утвержденных Основным Законом. Вам предстоит разбиться на две команды. Каждая команда получает комплект фотографий (вырезки из журналов и газет) и текст Конституции РФ. Вы должны догадаться, о каком из прав граждан говорит сюжет фотографии. Далее нужно найти соответствующую статью в Конституции РФ. Команда, собравшая большее количество правильных ответов, получит больше баллов. Если по фотографии какой-либо участник игры определит несколько прав (свобод) человека, он даст своей команде дополнительные очки.
(Команды выполняют задание. Жюри (преподаватели школы) подводит итоги)
Библиотекарь (2): Известный французский писатель Оноре де Бальзак отметил: «Ничего так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать - закон». По данным статистики, сделанной на основе опроса общественного мнения, только каждый 10-й россиянин хорошо знает Конституцию РФ. Всего 17 % граждан считают, что они оказывают хоть какое-то влияние на политическую и экономическую жизнь страны. 78 % - «источником власти» себя нисколько не ощущают. Около половины населения считает, что Конституция не соблюдается.
Библиотекарь (1): Отсюда возникает закономерный вопрос: как мы можем сказать, соблюдает ли власть Конституцию, если мы ее не знаем, не читаем? Давайте обратимся с этим вопросом к человеку, который по роду своей деятельности знает Конституцию и использует эти знания в своей работе.
Ребята, сегодня у нас в гостях профессиональный юрист, депутат Городской Думы нашего города.
Депутат: Конституция наша исполняется середина наполовину, и поэтому многие люди ее не читают. Такая у нас страна – молодая демократия. Наше общество еще не на той стадии развития, как в Европе. Закон не исполняется. Люди перестают в него верить и не борются за свои права. Получается замкнутый круг, и разорвать его можно только снизу. Пока вы спите, не читаете Конституцию, не ходите на прием к депутатам, на улучшение надеяться не приходится. Вы должны интересоваться своими правами и заставлять власть уважать ваши права. И не один или два человека, а все вместе. Конституция у нас хорошая, но страдает правоприменительная практика. Чтобы отстоять свои права, их необходимо знать и за них нужно бороться.
(Вопрос к депутату. По какому принципу власть выбирает, что нужно делать в первую очередь?)
Депутат: Люди пишут письма, обращаются лично к депутатам, к мэру, и эта деятельность приносит результаты. В первую очередь решаются проблемы, вызывающие наибольший интерес у населения. Я стараюсь работать, чтобы по максимуму учитывать пожелания своих избирателей. Если дело касается каких-то масштабных работ, то мы вместе обсуждаем проблему, собираем подписи для обращения в Администрацию города о включении этих работ в план, а значит, в бюджет.
Вся работа депутата строго систематизирована, объемная переписка, включающая запросы, обращения, ответы на них хранятся в электронном виде.
Но кроме письменных обращений жителей города в органы местного самоуправления, правотворческая инициатива граждан проявляется
Все это тоже широко практикуется.
(Вопрос к депутату. Почему участию в выборах в органы местного самоуправления уделяется большое внимание?)
Местные органы власти наиболее значимы для нас – это наша непосредственная жизнь. В Швейцарии, например, люди лучше знают своего мэра, чем президента. Очень важно, чтобы граждане принимали активное участие в выборах. Например. В Законодательном собрании Ростовской области от города Таганрога 6 депутатов, а от Новочеркасска – 1. А ведь, чем больше человек представляют интересы города, тем больше пользы для города будет сделано. По количеству голосов на выборах назначают количество депутатов. Чем больше граждан принимают участие в голосовании, тем больше депутатов от города выдвигается в Законодательное собрание Ростовской области. На последние выборы из 150 тыс. жителей Новочеркасска пришло всего 30 тыс. Вывод: необходимо, чтобы выросло правовое самосознание граждан.
(Вопрос к депутату. Кто выделяет средства на благоустройство города и определяет их количество?)
В Америке доходы городов какого-либо штата остаются в самом штате и идут на его развитие. В Ростовской области доходы уходят в госбюджет. Ростов на Дону и Новочеркасск – города-доноры. Благоустройство наших улиц, домов, дорог напрямую зависит от городского бюджета. На депутатах лежит большая ответственность. Чем чаще и качественнее они будут сообщать о проблемах своих избирателей Федеральной власти, тем больше денег будет оставаться в городском бюджете. А если депутат не один, а несколько, то представьте, насколько больше они смогут сделать.
И государству и обществу предстоит многое сделать для того, чтобы конституционные ценности воплотились в жизнь. Про общество: всем нам не стоит забывать, что Конституция – это документ прямого действия, ее власть выше других законов. Чем больше людей будет обращаться в суды – вплоть до Конституционного, требуя защиты своих прав, тем труднее бюрократии будет их игнорировать.
(Вопрос к депутату. Какая работа проводится для повышения правовой культуры граждан?)
Сегодня особенно остро ощущается необходимость правового просвещения граждан. Особенно молодежи. Ведь молодежь – важнейший социальный ресурс общества: именно она будет играть большую роль в развитии гражданского общества и правового государства. Чтобы жить сообща, сменить вражду на доверие, утвердить в обществе мир, порядок и справедливость, человеку нужны «стыд и правда», т.е. мораль и право. Поэтому от всех нас требуется знание хотя бы основных законов, ведь знание правовых норм и умение ими пользоваться не только позволяют человеку избежать неприятностей, но и способствует укреплению законности в стране. В решении этой важнейшей социальной задачи участвуют правоохранительные органы, медицинские учреждения, различные организации. По-своему решают эти проблемы и библиотеки. Довольно часто библиотекари выступают в роли организаторов различных по форме и методам проведения мероприятий с привлечением вышеперечисленных структур. Библиотеки обеспечение всеобщий и равный доступ к информационным ресурсам. Библиотеки участвует в развитии правовой культуры посредством предоставления информации в области федерального и регионального законодательств, используя справочно-правовую систему «Консультант Плюс».
Библиотекарь (2): Ребята, давайте поблагодарим нашего гостя за правотворческое напутствие. Не сомневаюсь, что вы убедились в необходимости изучать Конституцию, отстаивать свои права и занимать активную гражданскую позицию в жизни.
Библиотекарь (1): Основываясь на этом, мы продолжим наше правовое просвещение. Мы предлагаем Вам принять участие в конкурсе «Молодежь в мире права». Первый тур конкурса называется «Правовой алфавит».
(Каждой команде поочередно задаются вопросы на заданную тему. Жюри за каждый правильный ответ присуждает команде 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, право ответа передается другой команде)
Вопросы и варианты ответов (правильные ответы выделены курсивом)
1.Кто является главой Российской Федерации?
- Президент РФ;
- Федеральное собрание РФ;
- Правительство РФ.
2. На какой срок избирается Президент РФ?
- на 5 лет;
- 4 года;
- на 6 лет.
3. Кто может быть избран Президентом РФ?
- гражданин РФ, не моложе 35 лет, проживающий не менее 10 лет в РФ;
- гражданин РФ, не моложе 40 лет, проживающий не менее 20 лет в РФ;
- гражданин РФ, не моложе 30 лет, проживающий не менее 10 лет в РФ.
4. Законодательным органом власти в РФ является:
- Правительство РФ;
- Конституционный суд РФ;
- Федеральное собрание РФ.
5. Федеральное собрание состоит из:
- 3-х палат;
- 2-х палат: (Верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума);
- 1-ой палаты.
6. Депутатом Государственной Думы может быть избран:
- гражданин РФ, не моложе 21 года;
- гражданин РФ, не моложе 18 лет;
- гражданин РФ, не моложе 25 лет.
7. Носителем власти в РФ является:
- Президент РФ;
- многонациональный народ;
- Государственная Дума.
8. РФ светское государство – это значит что:
- носителем власти в РФ является светское общество;
- законы в РФ гарантируют свободу личности;
- церковь отделена от государства.
9. РФ социальное государство - это значит что:
- политика государства направлена на поддержку малоимущих граждан;
- политика государства основывается на общепризнанных принципах равноправия и самоопределения народов;
- Конституция РФ была принята всенародным голосованием.
10. являются ли средства массовой информации ветвью власти?
- да;
- нет;
- частично.
11. Что такое политический абсентеизм?
- форма представительной демократии;
- влияние граждан на политические решения и действия государственных органов;
- уклонение граждан от участия в выборах.
12. Что такое политический плюрализм?
- стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей с помощью привлекательных лозунгов, раздачи ничем неподкрепленных обещаний (это популизм);
- многообразие форм политической жизни: наличие многопартийности, существование оппозиции, решение споров в рамках закона, готовность к компромиссам;
- условия, необходимые для грамотного и эффективного участия в политике: политические знания, ориентация на ценности и правила демократического общества (это политическая культура личности).
Библиотекарь (2): Одно из основных прав любого демократического государства – избирательное право. Оно гарантирует право голоса, дает возможность участвовать в референдумах, гарантирует право быть избранным.
И вот сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете свои избирательные права. Поможет нам в этом второй тур конкурса «Азбука избирателя».
1. С какого возраста граждане России имеют право принимать участие в референдуме, в выборах на всех уровнях?
- с 18 лет;
- с 14 лет;
- с 30 лет.
Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
- читательский билет;
- паспорт;
- студенческий билет.
3. Если кто-либо из родственников попросит Вас проголосовать за него, что Вы сделаете?
- возьмете его паспорт;
- попросите его написать доверенность;
- объясните ему, что это не возможно.
4. Что нужно делать, получив избирательный бюллетень?
-вычеркнуть фамилии тех, против которых вы голосуете;
- опустить бюллетень в избирательную урну;
- поставить отметку напротив фамилии одного из кандидатов, которому вы отдаете предпочтение или в графе «Против всех кандидатов». Затем опустить бюллетень в избирательную урну.
5. С какого возраста граждане России имеют право баллотироваться кандидатами на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ?
- с 30 лет;
- с 18 лет;
- с 45 лет.
6. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю?
- да, могу, но не имею права влиять на волеизъявление избирателя или подсказывать ему;
- нет, не имею права поморгать;
- да, могу, но только по просьбе члена участковой комиссии.
7. На какой срок избирается глава администрации Ростовской области?
- на 5 лет;
- на 7 лет;
- на 4 года.
8. Можете ли вы заполнить свой бюллетень, не заходя в кабину для голосования?
- нет, ни в коем случае;
- да, это мое личное дело;
- да, если мне помогает наблюдатель.
9. Можете ли Вы прийти на избирательный участок и заявить, что хотите быть наблюдателем во время работы выборов?
- нет, наблюдатель назначается кандидатом или избирательным блоком;
- да, эта инициатива должна приветствоваться;
- да, если у меня есть письменное заявление.
10. Вас нет в списках для голосования, но в день выборов Вам исполняется 18 лет. Можете ли Вы обратиться в комиссию с просьбой выдать Ваш бюллетень?
- нет;
- да;
- это зависит от лояльности председателя участковой комиссии.
(Жюри подводит итоги и награждает участников победившей команды значками – «Лучший знаток Конституции РФ». Преподаватели и библиотекари поздравляют победителей)
Библиотекарь (1) Каждому из нас близко и понятно слово «родина». Родина – это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие предки.
Здесь нам все близко и все знакомо – язык, быт, традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди. Даже в условиях, когда Россия стала обществом, открытом миру, когда человек имеет право и может выехать в другую страну, подолгу жить за рубежом, даже стать гражданином другого государства, подавляющее большинство россиян не мыслит своей жизни вне Родины, связывает с ней свою судьбу, свои радости и надежды, болезненно воспринимаем все беды, которых немало в современной жизни страны.
Библиотекарь (2): Живя на родине, в России, мы являемся равноправными гражданами государства, основным законом которого является Конституция Российской Федерации.
Знание и соблюдение конституции своего государства – не только юридическая обязанность, но и наш нравственный долг. Соблюдая Конституцию РФ, мы тем самым способствует утверждению порядка и стабильности в обществе, становлению демократии и гуманистических принципов, провозглашенных в Конституции РФ.
Наша встреча подошла к концу. Поздравляем Вас с праздником – Днем Конституции РФ. Желаем вам стать опытными лоцманами в океане права и помнить, что гавань «Библиотека» всегда рада помочь Вам в этом.
Использованная литература
1. Виноградова В. Андрей Карабедов: «В своей работе опираюсь на избирателей»/ В. Виноградова. - Новочеркасские ведомости. - 2014. – 29-26 августа (№ 34). - С. 6.
2. Горбенко А. Дню Конституции посвящается / Артур Горбенко // Про бизнес. – 2013. – 18 декабря (№ 23) – 2.
3. Колесникова О.Н. Поколение-пепси считает…/ О. Н. Колесникова // Классный руководитель. – 2009. - № 2. – С. 109-111.
4. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учителя 8-9 классов / Н.Г. Суворова и др. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 400с.
5. Методические рекомендации по проведению «Урока России»// Классный руководитель. – 2003. - № 6. – С. 23-25.
6. Опыт работы библиотек Ростовской области по правовому просвещению избирателей / Под ред. С.В. Юсова. – Ростов н/Д, 2005. – С. 195-197.
7. Смоленский М.Б. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников / М.Б. Смоленский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 316 с. – (Библиотека школьника).
8. Старилов Ю.Н. Будущее Конституции Российской Федерации: «реализация без изменений», «преобразование» или неизбежность пересмотра»?/ Ю.Н. Старилов // Право и политика. - 2005. - № 1. – С. 12-15.
9. Цепляев В., Борта Ю. Закон на вырост: Почему Российская Конституция работает вполсилы?/ Виталий Цепляев, Юлия Борта // АиФ. На Дону. – 2013. – 17-23 декабря (№ 51). – С. 28. |