«В огне войны сгорело детство» (для среднего и старшего возраста)
Сценарий подготовила главный библиотекарь
обслуживания детей библиотеки
им. М.А.Шолохова - Задачина Н.В.
Библиотекарь: Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кого сейчас нет! Война это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Военное время особенно тяжело переживали дети. До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и родительской лаской и не думал о том, что будет завтра. Конечно, не у каждого ребенка была семья, но они все равно были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. И вот 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились все мечты… Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями.
Р.Рождественский.
Ведущий 2: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Ведущий 1: Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны все. Но насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей! У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои каждый по своему противостояли войне. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это и нравственные потери, это, прежде всего изуродованное, искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети. Фашизм не признавал возрастного различия. Чтец 1: Стихотворение «Кукла» - В.Тушнова Много нынче в памяти потухло, а живет безделица, пустяк: девочкой потерянная кукла на железных скрещенных путях.
Над платформой пар от паровозов низко плыл, в равнину уходя... Теплый дождь шушукался в березах, но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку, молча шли, без света и воды, полные внезапной и жестокой, горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила и рвалась из материнских рук,— показалась ей такой красивой и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки, и толпа, к посадке торопясь, куклу затоптала у теплушки в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит, и разлуки не поймет она... Так хоть этой крохотной потерей дотянулась до нее война.
Некуда от странной мысли деться: это не игрушка, не пустяк,— это, может быть, обломок детства на железных скрещенных путях.
Ведущий 2: Дети войны – мальчики и девочки – их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, весёлым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула всё. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжёлое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
Чтец 2: Стихотворение «Глаза девчонки семилетней» А.Барто. Глаза девчонки семилетней, Как два померкших огонька. На детском личике заметней Большая тяжкая тоска.
Она молчит, о чём не спросишь, Пошутишь с ней – молчит в ответ. Как будто ей не семь, не восемь, А много, много горьких лет.
Ведущий 1: Дети встали со взрослыми плечом к плечу и взяли в руки оружие. Они были незаменимы как разведчики, связные, медицинские сёстры, подрывники. Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за матерей и сестёр, за сожжённые жилища – за все злодеяния, совершённые фашистами в оккупированных районах. Ведущий 2: Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей отправляли в концлагеря, вывозили в Германию. Те дети, кто не погиб на войне, от бомбёжек или голода, погибали в лагерях Дахау, Освенцим, Саласпилс. Последний самый страшный из них, потому что в нём был детский лагерь смерти. Дети становились подопытным материалом. Фашизм – это когда на детей напускают собак. Вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война. «Собаки рвали детей… а немцы хохотали. Сядем над разорванным дитяткой и ждем, когда сердце у него остановится… снегом присыпем… вот ему и могилка до весны…» Ведущий 1: Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто.Фашизм – это когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребенок не умирал. Детей гнали из концлагеря в концлагерь. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и свободу. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. ... Детский труд нещадно эксплуатировался на военных объектах 3-го рейха, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта. Лишь 1 из 10 детей - узников концлагерей - вернулся домой. Чтец 3: Они хотят все уничтожить, Чем жизнь прекрасна и добра, Всю радость мира подытожить Бандитским взмахом топора. Они ораву воспитали Убийц, смакующих погром, И много стран четвертовали Кровавой свастики крюком.
С. Городецкий.
Ведущий 2: Но страшные концлагеря были организованы фашистами и на территории нашей страны. Например, в Харькове, в годы войны фашисты превратили в концлагерь городской детский дом. В руки нацистов попали совсем крохи. Самым старшим было не более 10 лет, самые маленькие грудные. Из маленьких заключенных выкачивали кровь, над ними ставили опыты, пускали на органы. Выжить в этом ужасе удалось не многим. Николай Калашников вспоминает: «Там были дети от месяца до десяти лет. Самый старший был я, мне было 10. Они приходили, брали грудных деток. За ноги брали и бросали прямо в машину». Ведущий 1: В 42-м году Вере Петровой было 6 лет, Елене Гончаренко 5. Тогда они и попали в спец приют на окраине Харькова, который фашисты превратили в концлагерь доноров. Детей морили голодом, ежедневно брали кровь и спинномозговую жидкость. Вера Петрова рассказывает: «Мы не понимали, что это такое, что они брали у нас. Они говорили: просто укол сделаем вам и все. Ложимся спать на кровати четыре человека. Утром встанешь, один живой остался». По вечерам немцы приезжали в «Сокольники» развлекаться. Елена Гончаренко: «Когда немцы напивались, особенно в черной форме, они гонялись за нами на мотоциклах. Кого догоняли, того уже не было». Уезжающие черные машины с красным крестом и брошенные полумертвые дети. Чтобы как-то избавиться от страшных воспоминаний, Анатолий Рева решил их рисовать. Шестилетнего Толю фашисты сделали очередным донором под № 1805. Анатолий Рева: «По 150, по 200 человек, по 250 умирало в месяц». Анатолий Рева никогда не забудет пятилетнюю Зою, которая прожила в приюте всего две недели. Они вместе искали желуди, ели траву и разделили пополам сгнивший помидор. Зоя была среди тех детей, у кого кровь брали, пока она шла. Анатолий Рева: «У нее выкачали все-все. И она там умерла». Умерших детей на тачке вывозили в лесополосу, хоронили в окопах, в оврагах, в воронках от бомб. После войны поисками детских захоронений никто не занимался. Сколько в «Сокольниках» таких безымянных могил до сих пор не известно. Николай Калашников: «Одни умирали, а другими пополнялось, все время пополнялось. Это была как машина смерти». Страшная тайна детского дома в «Сокольниках» могла быть и не раскрыта. При отступлении фашисты уничтожили все документы, подтверждающие факт медицинских экспериментов над детьми. Ведущий 2: Во время Великой Отечественной войны погибло около 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира. «Дети и война» - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» - так сказал АлександрТвардовский, видевший это немыслимое сближение собственными глазами. Самое лучшее, что есть на земле – это дети. Ведущий 1: У всех детей разные судьбы. Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну. Освобожденные из плена. Братья или сестры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей... Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Они воевали наравне со взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами — героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Но храбрость их не до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве, в желании принести нам Победу. Ведущий 2: Дети, которые не были на фронте, работали в тылу. Работали в силу своего возраста. Заменив ушедших на фронт отцов и братьев, вместе с женщинами и стариками трудились на полях, на фабриках и заводах… Выстаивали за станками по 12-14 часов. Поддерживая свои силы скудным пайком. Многие, не дотягиваясь до станка, подставляли к нему ящик. На поля, где надо было выращивать хлеб, тоже вышли женщины и дети, трудились с раннего утра до темноты. Школьники военных лет зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях, брались за любую посильную работу.
Чтец 4: Стихотворение «Я спою тебе, родной» - Людмила Шмидт
Синеглазая девчонка Девяти неполных лет... Льётся песня нежно, звонко На больничный белый цвет. И под звуков переливы Чьи-то братья и отцы Вспоминают дом счастливый, Просят спеть ещё бойцы.
«Я спою,- в ответ девчонка,- Низко голову склонив, -Вот, пришла нам похоронка... Но я верю: папа жив!
Может кто из вас случайно Папу где-нибудь встречал? Где-то там, в сторонке дальней, Вместе с папой воевал?»
И как будто виноваты В том, что живы до сих пор, Вдруг отводят все солдаты От девчонки малой взор.
Проглотив слезу украдкой, Вновь поёт до хрипотцы, И, по-взрослому, солдаткой Кличут девочку бойцы. Бесконечно петь готова Песни раненым она, Но при этом спросит снова, А в ответ лишь тишина.
И однажды, как награда, Весь изранен, но живой, Папа, милый! Вот он, рядом! «Я спою тебе, родной!"
Ведущий 1: 9 мая многонациональный народ нашей страны отметит одну из величайших и славных дат своей истории – 75 -ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Для нас, россиян, этот день является воистину святым и светлым праздником. В этот день Отечество наше чествует воинов-победителей, славит мужество и отвагу своих сынов и дочерей, каждого, кто сделал все, чтобы пришла весна Победы сорок пятого. А среди них и те, кого называют «детьми войны».
Чтец 5: Юные безусые герои! Юными остались вы навек. Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая век. Боль в глазах сейчас тому причина, Благодарность вечная вам всем, Маленькие, стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм.
Библиотекарь: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали, воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое не отопленное жилище и скудный военный паек нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях, об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Наше детство счастливое и безоблачное. Мы не знаем, что такое голод, холод, лишения. Для нас война – история. Но мы обязаны знать и помнить самые страшные ее страницы…
Чтец 6: А может нам о них забыть? Опять война, Опять блокада Я слышу иногда: «Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне И о войне пролистали Стихов достаточно вполне. может показаться: Правы и убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда – не права!!!! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она - как сила нам нужна»