Продолжается всероссийская акция «Народная культура для школьников». Сегодня наша библиотека приглашает всех желающих познакомится с историей самого известного крупного народного, керамического промысла. Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, – называют «Гжель». К юго-востоку от Москвы, разместились бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, Гжель. Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. Именно отсюда распространился керамический промысел в уезды Московской губернии. В 14 – 15 веках возили гжельцы в Москву излишки бытовой, так называемой черной посуды. Это были горшки, кувшины, кринки и другая утварь из серой глины. В середине 17 века в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходящие своим качеством глины Западной Европы. Оказалось, эти глины как нельзя лучше подходят для аптекарской посуды. Так в 1770 году всю Гжельскую волость приписывают к Аптекарскому приказу, и мастера начинают производить реторы, колбы, ступки, в том числе и для царской аптеки. Во второй половине 18 века, гжельцы научились делать майолику – покрытые глазурью изделия из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой, коричневой краской. Кроме посуды, из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зверей, фигурки крестьянок, модниц, шкатулки и помадные банки. Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти – и все насмарку. Роспись велась по мягкому, не обожженному черепку покрытому белой эмалью. В начале 19 века гжельцы рискнули добавить в свои глины известь. Опыт удался. Получилась «посуда белая, наподобие фаянса» из нового состава. Это полуфаянс – такое же замечательное художественное открытие в истории керамики, как и майолика. Постепенно начинается разработка технологии производства тонкого фаянса. Научившись к 1820 году делать тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора. Гжельская керамика, в основе которой лежат традиции народного промысла, не могла оставаться в стороне от влияния мировой культуры. Она воспринимала и западные традиции – барокко, классицизма, ампира. И восточные – из Средней Азии и стран Ближнего Востока. Выпускался так называемый «азиатский фарфор» - чайники, пиалы разной формы, украшенные цветочной росписью в медальонах. Русский художник Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими сиими цветами». И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается на них, становясь почти теплым.