Главная » 2021»Февраль»16 » Чародей слова_к 100-летию Н.С. Лескова_беседа у выставки
12:40
Чародей слова_к 100-летию Н.С. Лескова_беседа у выставки
ЧАРОДЕЙ СЛОВА
к 190-летию
НИКОЛАЯ СЕМЕНОВИЧА ЛЕСКОВА
(1831 – 1895)
Беседа у выставки
16 февраля – день рождения известного русского писателя ХІХ века Николая Семеновича Лесковa, который так определил свой жизненный путь: «Я с народом был свой человек…». Писатель жил, служа «родине словом правды и истины». Никто так правдиво не улавливал разнообразие национального характера. Каждое его произведение – это художественно развернутый факт жизни, это мелодия, возникающая на основе реальных событий. В те годы, когда о его произведениях немало спорили современники, Лев Толстой сказал: «Лесков – писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна». А А.П. Чехов и И.С. Тургенев считали его одним из своих главных наставников. Судьба писателя драматична, жизнь, небогатая крупными событиями,полна напряженных идейных исканий. Лесков был внуком священника и всегда подчеркивал свою связь с духовным сословием, изображение которого считал своей литературной «специализацией». Хотя отец Лескова не стал священнослужителем, семейное воспитание определило и духовный облик будущего писателя. Сначала образование Лесков получал в доме богатых родственников. Поступив в орловскую гимназию, учился плохо, и через пять лет, не выдержав переводных экзаменов, ушел на службу писцом в палату уголовного суда. Внезапная смерть отца и бедственное положение семьи заставило Николая много работать, переезжая из одного чужого дома в другой. Объезжая самые дальние уголки России, Лесков смог набраться впечатлений, которые дали материал для ряда заметок, статей и фельетонов. Дебют Лескова-публициста случился довольно поздно - в 26 лет. Первые заметки, написанные им, появились в газете «Петербургские ведомости». Свой писательский дар Лесков не сразу обнаружил в себе. Сначала дажеписал под псевдонимами: Стебницкий, М.С., М.Лесков-Стебницкий, Фрейшиц, Кто-то, Псаломщик, Дивьянк, Любитель старины, Проезжий, Николай Горохов и др. В неповторимо живой сказовой манере Лесков изображает обычного человека с его радостями и бедами, достоинствами и изъянами, позволяя герою самому делиться своими историями и заставляя читателя искренне верить ему и сопереживать.Так были написаны повести «Железная воля» и «Леди Макбет Мценского уезда», рассказы «Однодум», «Тупейный художник», «Неразменный рубль», В 1872 г. Лесков написал повесть «Запечатленный ангел», которая стала единственным литературным произведением, избежавшим редакторского вмешательства. Несмотря на критику властей, проходившей красной нитью по всему повествованию, повесть произвела фурор в официальных структурах и даже при императорском дворе.В том же году была написана еще одна повесть под названием «Очарованный странник», которая также была признана достаточно одиозным произведением, но, тем не менее, имела успех. Лейтмотивом повести была признана «нравственная и физическая стойкость народа русского», хотя сам Лесков так не считал. Самым известным произведением Лескова стал сказ «Левша» о тульском оружейнике-самородке,сумевшем подковать блоху. Повесть написана в изысканной манере, насыщенной неологизмами с сатирическим оттенком. Одно из удовольствий, которое приносит творчество Лескова — это разнообразие стилей. Некоторые рассказы схожи с триллерами, другие превосходные комедии о провинциальной жизни и т.д. Только вы успеваете привыкнуть к одному стилю, он сменяется другим и вновь удивляет вас. Да и сама личность Лескова неординарна. К примеру, Николай Лесков, как и Лев Толстой, был вегетарианцем, причем этот стиль питания повлиял не только на жизнь писателя, но и на его творчество. Пресса порой высмеивала пристрастия Лескова в еде, но тот не обращал на насмешки никакого внимания, потому что был убежден, что употребление животных в пищу совершенно недопустимо. Писатель активно пропагандировал вегетарианство, публиковал заметки в газетах и даже разметил призыв к созданию кулинарной книги для вегетарианцев. К этим двум вопросам - отношению к животным и этике пищи писатель обращался во многих своих произведениях. Он первым в России создал в своих произведениях персонажа-вегетарианца. Повесть «Заячий ремиз» (1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Поэтому повесть была опубликована лишь в 1917 году после революции. До самого конца Лесков оставался экспериментатором в области литературы. Он блестяще имитировал язык XVIII века, любил красочность, умел писать изысканно и в то же время просто. Николай Семенович много лет болел стенокардией, зимой 1895 г. болезнь обострилась, и 23 февраля этого же года он скончался. Мастер языка, новатор и тончайший стилист, Николай Семенович Лесков до сих пор является одним из самых непрочитанных «пророков» русской литературы.