«Душа моя, Масленица». Знакомство с юмористическими художественными произведениями о Масленице.
О том, что Масленица была одним из самых любимых праздников на Руси, можно прочитать в произведениях наших российских классиков. Это И. Шмелёв «Лето Господне», И.Бунин «Чистый понедельник», А.Болотов «Жинь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков», И.Гончаров «Фрегат «Паллада», А. Островский «Снегурочка». Поскольку Масленица – весёлый праздник, поэтому для знакомства с литературой о ней были взяты юмористические произведения. Встреча с этими книгами произошла 14 февраля в третий день праздников на встрече участников клуба «Независимы от возраста». Сборник А.П. Чехова «Юмористические рассказы» поступил в библиотеку недавно, но туда вошли целых 4 рассказа о Масленице. В «Масленичных правилах дисциплины» автор среди нескольких правил в одном из них советует: «Перед масленицей сходи к мастеру и полуди свой желудок». В рассказе «Блины» читатель прочитает, что «Печенье блинов есть дело исключительно женское… Глядя на женщину, пекущую блины, можно подумать, что она вызывает духов или добывает из теста философский камень». И в заключении резюме «Глядя на дам, всё-таки следует заключить, что в будущем блинам предстоит решение какой-либо решение великой, мировой задачи». Иностранцам никак не понять этих русских с неудержимым поглощением блинов на Масленицу. Об этом чеховский рассказ «Умный француз». В рассказе русской писательницы Тэффи «Блины» русские туристы стараются безуспешно объяснить итальянцам, что такое Масленица, что такое блины и почему их нужно много есть. Александр Куприн в романе «Юнкера» рассказывает о том, как проходили Масляная неделя в Москве. На всю неделю юнкеров отпустили домой праздновать. Распорядок праздника широкий: балы, знакомство с барышнями, каток, катанье на санях, конечно, блины. Салтыков-Щедрин в произведении «Пошехонская старина» рассказывает, как на этих праздниках помещичьи дочки съезжаются на балы подыскивать женихов. Аркадий Аверченко в рассказе «Блины Доди» рассказывает о «страшном разочаровании пятилетнего мальчика Доди, который с таким трепетом ждал Масленицы и блинов, вокруг которых накануне шли все разговоры, а блины ему просто не понравились. А ведь он так их ждал. А вот вопрос о праздновании весёлого праздника превратился в проблему в 1919 году у жителей одного дома в рассказе М. Зощенко «Теперь-то ясно». Печь блины – это религиозный предрассудок или нет? «Можно», сказал сам управдом. А раз можно, то в заключении встречи участники клуба с удовольствием пили чай с принесёнными блинами. Ведь третий день праздника носит название «Лакомка» - пик поедания блинов. |