И музыка сражалась тоже…
В июле 1941 года газеты многих стран обошла фотография, запечатлевшая советского композитора, Лауреата Государственной премии, признанного классика ещё при жизни, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в комбинезоне и шлеме пожарного на крыше ленинградского оперного театра. Когда один американский миллионер, любитель музыки, увидел это фото, то заявил: «Если в России не хватает людей для тушения зажигательных бомб, я готов направить туда за свой счёт высокопрофессиональную пожарную команду в обмен на Шостаковича».
После начала войны Шостакович два раза подавал заявление об отправке добровольцем на фронт. Получив отказ, пытался вступить в ряды народного ополчения. Опять отказ. Тогда он записался в пожарную дружину местной противовоздушной обороны. Правда, ни одной зажигательной бомбы Дмитрию Дмитриевичу потушить не удалось, хотя заслышав шум сирены, он тут же бежал на крышу или на другой опасный участок.
Но прежде всего Шостакович был композитором. Он писал музыку. Само существование в блокированном Ленинграде было подвигом. Но ленинградцы не только существовали. Они боролись. Они боролись за победу и за то, чтобы, несмотря на невыносимо тяжелые условия, сохранить в человеке человека. И эта борьба не могла не найти отклика в душе и сознании Шостаковича. Его музыкальная деятельность по-прежнему была разносторонней. Он принял участие в концерте, состоявшемся 14 сентября. Сбор (более 10 тысяч рублей) был передан в Фонд обороны страны. Шостакович исполнял свои фортепианные прелюдии. Каждую неделю в Союзе прослушивались и обсуждались новые оборонные песни. 8 сентября был прослушан ряд песен, написанных с начала войны. К числу лучших была отнесена «Клятва наркому» Шостаковича.
Прослушивались и крупные по размерам сочинения. Постепенно осознавалась необходимость создания крупного музыкального произведения, посвящённого происходящим событиям, и в августовские дни начала складываться первая часть Седьмой симфонии. Шостаковичу неоднократно предлагали уехать, но он отказался, пока в конце сентября не последовал звонок из Смольного с категорическим распоряжением об эвакуации. В октябре он с семьей самолётом был доставлен в Москву, затем поездом в Куйбышев. Композитор напряжённо работал – заканчивал симфонию. Финал был дописан в декабре 1941 года. Ну а премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Москве. В это же время было принято решение исполнить это произведение в блокадном Ленинграде. Из оркестра Радиокомитета, единственного в городе, в живых оставалось лишь пятнадцать человек. Дирижёр Карл Элиасберг лежал в стационаре гостиницы «Астория» с тяжёлой формой дистрофии. По распоряжению Политуправления Ленинградского фронта из частей действующей армии в Ленинград откомандировали сражавшихся там музыкантов. В воскресенье 9 августа 1942 года состоялась незабываемая премьера. Дата была выбрана не неслучайно – именно на этот день немецкое командование назначило победный марш своих войск на Дворцовой площади. Их планы были сорваны – в этот день над городом звучала бессмертная музыка Шостаковича. Её слушали ленинградцы, собравшиеся в зале филармонии, у радиоточек в своих квартирах, у репродукторов на улице. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему:
- Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…
Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый.
Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии. Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим! !!
Симфония была исполнена и в США, куда её партитура была доставлена на военном самолёте.
|