26 мая, во время очередного заседания литературного клуба «Икар», его участники погрузились в одно из самых загадочных произведений мировой литературы - «Пер Гюнт», в котором одновременно высмеиваются пороки конкретных министров, и ставятся вечные вопросы: «Что важнее для человека: быть или казаться?». Автор пьесы Генрик Ибсен – норвежец-патриот и добровольный изгнанник, смог соединить в одном тексте скандинавский фольклор и политическую сатиру. Тем самым он обогнал свое время, и неслучайно «Пер Гюнт» получил набольшее признание в среде поэтов и писателей серебряного века. Им восхищались Александр Блок и Леонид Андреев. Ибсен прыгнул из эпохи реализма, свойственного для середины ХIХ века (когда было написано произведение) в бунтарский двадцатый век модернизма и постмодернизма. Разобраться в тонкостях сюжета удалось, только изучив историю Норвегии. В противном случае скандинавские националисты и консерваторы никак не вязались с образами эксцентричных обитателей каирского дома для душевнобольных.
«Пер Гюнт» - пьеса для тех, кто любит осмысленное чтение, полное символов и отсылок, а также нечисти и прекрасных женщин. Она явно придется по вкусу любителям Николая Гоголя и Михаила Булакова.
Участники клуба обнаружили огромное количество разнообразных проблем, поднятых Генриком Ибсеном. Главное, что в произведении автор раскрывает принципы существования всех людей. В центре – вопрос о духовном содержании личности, её положений в мире практических интересов. В финале произведения бездуховность Пера реализуется как катящиеся по земле клубки – это его недодуманные мысли. Сухие листья – лозунги, которые он не провозгласил. Шелест в воздухе – не спетые им песни. Капли росы – слёзы, которые бы могли растопить ледяную корку его сердца. Сломанные соломинки – дела, за которые он брался и не довёл до конца. Символична фигура Пуговичника, который ходит по миру и собирает в ложку всех тех, кто не стал самим собой, не стал личностью – осколки людей. Он считает, что Пер Гюнт был задуман как пуговица на мировом жилете, но оказался пуговицей без ушка, он никуда не годится, только лишь в переплавку. Произведение заставляет задуматься, как прожить так, чтоб не оказаться пуговицей без ушка.
Следующее заседание литературного клуба «Икар» состоится 16 июня. Будет обсуждаться произведение Л. Н. Толстого «Воскресенье». Приглашаем всех желающих.
|