КАРТАШОВ Андрей Ефремович
(1925-....)
Родился в 1925 г., 15 ноября, в станице Милютинской, Милютинского района, Ростовской области.
Отец Андрея Ефремовича по национальности был поляк, мама донская казачка. Встретились молодые люди на фронте в 1914 г. во время 1-ой Мировой войны, юная казачка работала в военном госпитале сестрой милосердия. Вскоре поженились, молодой муж хотел увезти молодую к себе на Родину, в Польшу, но она не согласилась. Прожили они вместе долгую жизнь, воспитали двух сыновей. Отец Андрея Ефремовича всю жизнь проработал бухгалтером, а мама сорок лет медсестрой в районной больнице.
До войны Андрей закончил 10 классов, учился хорошо, мечтал стать врачом. Отослал свои документы на подготовительные курсы в медицинский институт в Ростов. Был секретарём комсомольской организации в школе.
22 июня 1941 г. выпускники Милютинской средней школы решили отметить окончание школы. Собрали деньги, купили вино, водку никто не пил, мамы приготовили угощение. На берегу Дона накрыли «столы», собрались девушки, юноши. У Андрея была девушка Таня, очень славная, они уже давно дружили. Настроение у всех было прекрасным. Вдруг прибежал их одноклассник Пётр Усенко и стал кричать, что началась война, но ему никто не поверил, уж очень часто он всех обманывал. Всё равно настроение было испорчено, и толком не отметили окончания школы.
Через два дня, после начала войны, всех выпускников вызвали в военкомат и предупредили, чтобы никто никуда не выезжал. Через несколько дней опять всех вызвали на медицинскую комиссию. Ребятам так хотелось воевать, защищать Родину, что договорились между собой, не жаловаться ни на какие болячки.
Прошли комиссию, а через неделю вместе со всеми копали противотанковые рвы.
Юноши досаждали военкома с просьбой отправить их на фронт или в военное училище. Мужчин постарше из района сразу же в первые дни войны отправили на фронт.
В декабре 1941 г. Андрея взяли в армию и он попадает в миномётный взвод. Через несколько дней его и ещё девять ребят отправляют в Пехотное училище в г. Юдинск. Курсантам объявили, что обучаться военной профессии они будут полтора года. Учились военному ремеслу буквально днём и ночью. Но через шесть месяцев сдали экзамены, и от того кто как учился, присвоили воинские звания.
Старший сержант Карташов и ещё девять выпускников училища отправляют на Воронежский фронт.
Положение на фронте было критическим. Враг рвался к Сталинграду. Огромная территория страны была занята немцами. Андрей попал в миномётный расчет, который состоял из наводчика, подносчика и старшего наводчика, который указывал, куда следовало бить по врагу. Семь месяцев в этом районе советские войска держали оборону, несли страшные потери. Сражались за каждый дом, улицу. Не хватало оружия, зимой тёплой одежды, полевая кухня по нескольку дней не могла добраться до линии фронта. Голодали, порой ели один сухарь в сутки. Поскольку не хватало оружия, с убитых немцев снимали автоматы, бинокли. У пленных немцев забирали оружие, еду. На войне, как на войне.
Андрей Ефремович вспоминает, как отлично были оснащены немцы. Добротная одежда, хороший запас продуктов у каждого: сало, консервы, шоколад и др.
28 июля 1942 г. вышел Приказ НКО № 227, в котором указывалось, что железным законом для войск должно быть «Ни шагу назад», а это значит - погибай, но не пропускай врага. Если в бою отступали солдаты, их отправляли в штрафные батальоны. В это время ввели и фронтовые 70 грамм спирта, наверно, для храбрости, от простуды, снять нервное напряжение. Андрей Ефремович вспоминает, что сам за всю войну не выпил ни капли, и очень многие не пили. Для себя сделал вывод, что кто не пил перед боем, чаще оставались живыми, воевали на трезвую голову. Был у них один ротный, который очень любил выпить. Перед боем, наверно, сам выпил больше, чем надо, да и солдатом дал сверх меры, повёл всех в атаку, сам погиб и солдат погубил.
Положение зимой 42-го немного улучшилось, когда подоспели свежие силы -сибиряки. Ребята были крепкими, здоровыми, хорошо по-зимнему одеты: тулупы, валенки, рукавицы. В одном из боёв в декабре 1942 г. Андрей был ранен в голову попал в санчасть но, пролечившись четыре дня, сбежал.
Положение на фонте было очень тяжёлым. СВГК поставила задачу в течение зимы 1942 г. разгромить Южное крыло немецко-фашистского фронта от Воронежа до Чёрного моря. Под Сталинградом началось контрнаступление советских войск. А 23 ноября 1942 г. в районе юго-восточнее г. Калача, Воронежской области соединились Юго-Западный (командующий ген. л-т Н. Ф. Ватутин) Донской фронт (ген. л-т К. К. Рокоссовский) Сталинградский фронт (ген. полковник А. И. Ерёменко).
Воронежский фронт (командующий ген. л-т Ф. И. Голиков) и Юго-Западный фронт разгромили восьмую Итальянскую Армию и немецкую оперативную группу «Холлидт» в среднем течении Дона.
В январе-феврале 1943 г. войска Воронежского (ген. л-т Ф. И. Голиков) и Брянского (ген. л-т М. А. Рейтер) фронтов полностью разбили острогожскую-
россошанскую и воронежско-касторненскую немецких, итальянских и венгерских войск и, развивая наступление, 8 февраля 1943 г. освободили г. Курск.
С тяжелейшими боями, теряя боевых товарищей, испытывая неимоверные лишения, Армия, в которой сражался Андрей Ефремович Карташов, вышла к реке Днепр.
В августе-декабре 1943 г. развернулись сражения по освобождению Левобережной Украины и битвы за Днепр, в них участвовали войска Центрального, Воронежского, Степного и Юго-Западных фронтов.
28 августа 1943 г. Андрей Ефремович не забудет никогда. Войска подошли к переправе. Немцы взорвали мост и сапёры на скорую руку его восстанавливали.
Немецкие самолёты бомбили переправу, сбрасывали зажигательные бомбы. Беспрерывно стреляли «Катюши». Это был кромешный ад: страшный грохот и пожары, казалось, что горело всё и земля и вода.
Переправились на другой берег, окопались. А потом всё, как во сне. Тяжёлое ранение в руку, санитар быстро сделал перевязку. Полевой госпиталь, затем санитарный поезд, переполненный раненными солдатами. Несмотря, что это был санитарный поезд, его бомбили. В поезде сделали операцию, чудом осталась рука, хотели ампутировать.
Затем глубокий тыл г. Магнитогорск, Челябинская область в госпиталь. Почти год лечился. В госпиталь часто приходили школьники с концертами, может быть тогда уже, фронтовику приходили мысли стать учителем.
Комиссовали по ст. 49, пункт 1 - не годен к строевой службе. Так закончилась война для старшего лейтенанта А. Е. Карташова.
Долго добирался до дому через г. Ульяновск, Саратов. В Сталинграде увидел сплошные руины, одни камни и легендарный дом Павлова.
В августе 1944 г. приехал домой. «А так хотелось дойти до Берлина», - говорит Андрей Ефремович.
Два месяца отдыхал, помогали родители. Стал работать в Райсобесе старшим инспектором, а затем три года работал в школе военруком. Поступил в Ростовский педагогический институт на факультет «Русский язык и литература». В школе проработал тридцать три года.
И сегодня Участник Великой Отечественной Войны Андрей Ефремович Карташов встречается со школьниками, воинами и рассказывает о страшной войне 1941-1945 гг.