Встреча участников клуба ИКАР проходила 18 февраля 2017г. в библиотеке имени М.А. Шолохова. В центре внимания клуба на этот раз оказался исторический роман французского писателя Проспера Мериме – «Хроники царствования Карла IX», посвященный событиям «Варфоломеевской ночи» во Франции. Автор окунул нас в атмосферу XVI века, в разгар противостояния французских католиков и протестантов-гугенотов. «Затишье перед бурей» в начале романа сменяется настоящим торнадо Варфоломеевской ночи в конце произведения. Многие участники читали роман впервые в жизни – поэтому обсуждение вышло особенно живым и интересным. Все сошлись во мнении, что роман написан ёмко и изящно и читается на удивление легко. Вместе с тем – в нём затрагиваются очень важные вопросы, которые, как бы это ужасно не было, преследуют человечество до сих пор. В чём причины гражданских войн? Заговоры элит или ярость сторон конфликта? Возможен ли нейтралитет в таком противостоянии, или историческая ответственность важнее личной судьбы?
Один из молодых участников обсуждения вспомнил знаменитый роман нашего знаменитого донского писателя М.А. Шолохова «Тихий Дон». Действительно, положение, в котором оказались казаки в Гражданской Войне в России было ничуть не проще того выбора, который предстал перед французами XVI века. И какая же трагическая судьба тех, кто не смог занять чью-то сторону! Как похож Жорж из «Хроник» Мериме на шолоховского Гришку Мелехова из «Тихого Дона»!..
Участники дискуссии пришли к выводу, что автор придерживается такой точки зрения, что лучше иметь хоть какие-то убеждения – пусть даже отличающиеся от всех – чем не иметь никаких. «Моя вера - это, дорогая Диана, одна из частей моего тела, и оторвать ее от тела можно только вместе с жизнью» говорит Бернар. И в наше циничное время это звучит особенно актуально.
К концу дискуссия приняла совершенно неожиданный оборот: разгорелся спор о возможности дуэлей в наше время. Молодой сторонник дуэлей яростно отстаивал позицию, что в те времена люди гораздо серьёзней относились к словам именно из-за возможности лишиться за эти слова жизни. Большинство участников ему возражали, и уверяли, что дуэль в наши дни невозможна. Но, что интересно: каждый называл свою причину невозможности этого, в ходе чего стало понятно: мы, конечно, все гуманисты, но понимание гуманизма у каждого своё.
Ведь и католики, и гугеноты в то время считали свою веру самой гуманной – не правда ли? |