Ремесла на Руси
С незапамятных времен Россия славилась своими народными ремеслами. Ремесло - это особый вид творчества. Изделия, которыми люди каждый день пользовались, украшались мастерами как настоящие произведения искусства. Приглашаем всех желающих, кто увлекается рукоделием, кому интересно мастерить что – то своими руками, познакомится с историей возникновения тех или иных видов ремесел.
Древнерусские города вмещали в себя крепости, церкви, дворы феодалов, ремесленный посад, места торговли, управление. На первое место по количеству населения выходили «ремественники» - кузнецы, строители, плотники, гончары, кожевники, мастера золотых и серебряных дел. Всего около сотни различных специальностей.
Существовал средневековой принцип определения ремесла – учитывался не материал, а готовое изделие. Например, щитник сочетал в себе специальности кузнеца и плотника, поскольку основа щита была деревянной, и даже кожевника: ему же приходилось оснащать щит кожаными ремнями.
Поселения ремесленников образовывались по сходству профессий. Поскольку их жилища часто совмещались с мастерской, они были крупнее деревянных изб. И утварь в них была побогаче сельской. Встречаются сосуды для вина, светильники, замки с ключами. Многие из городских ремесленников владели грамотой – их изделия и инструменты надписывались.
Постепенно в ремесленной среде происходило разделение на менее и более состоятельных. Состоятельные мастера одновременно были и производителями, и торговцами. Тяжела была зависимость ремесленников от ростовщиков: ссуды были крайне невыгодными, поскольку проценты по займу доходили до половины взятой ссуды, а невыплаченный вовремя долг стремительно рос, и многие мастера быстро разорялись.
Огромное сосредоточение ремесленного люда всевозможных специальностей к 12 – 13 векам было в Новгороде Великом – кузнецы, гончары, плотники, щитники, лучники, седельники, гребенщики, гвоздочники.
Среди ремесел в древнерусских городах одним из самых важных и необходимых считалось ручное узорное ткачество. Ткачей называли хамовниками. Хамовные мастерские, а также дома ткачей располагались рядом друг с другом, образуя целые поселения. В 16 – 17 веках несколько таких ткацких слобод существовало и в Москве – это Кадаши, Замоскворечье и другие. Размещались ткацкие села и вокруг монастырей. Изо всех этих мест в царские и боярские дворы поступали льняные полотна, узорные скатерти, полотенца, занавеси, покрывала и другие необходимые тканые вещи.
Прясть и ткать умела каждая крестьянка с малых лет. Ручной ткацкий станок был в каждом доме. Необходимость в орудиях труда для домашней выделки льна, конопли, шерсти подтолкнула развитие деревообрабатывающих ремесел. Резчики по дереву создавали резные и расписные прялки, коробки для веретен. Плотники мастерили жилые и хозяйственные постройки, мебель, посуду, детские игрушки. И все это затейливо украшалось орнаментами, резьбой, сочетанием разных материалов – интарсией или инкрустацией.
«Узорочье было распространено повсеместно, - пишет исследователь древнего искусства академик Б.А. Рыбаков, - оно наполняло весь созданный руками человека внешний мир, пронизывало все стороны частного и общественного быта Древней Руси». Узорочьем в древности обозначалось всякое художественное изделие.
Разрушая однообразие, оно позволяло каждое строение, каждую вещь делать затейливой и неповторимой.
В одном Ярославле, старинном русском городе, к середине 17 века насчитывалось девяносто восемь ремесленных специальностей. Среди них были достаточно редкие, например, серебряники – их было сорок семь человек. Были зеркальщики, золототкачи, гранильщики, замочники.
Источник:
Я познаю мир : Детская энциклопедия : История ремесел. - Москва : ООО "Издательство АСТ" ; ООО "Издательство Астрель", 2000. - 416 с.ил. |