От античного периода в литературе и эпохи Возрождения в литературном дискуссионном клубе «Икар» в библиотеке имени М.А. Шолохова его участники перешли к эпохе Просвещения. На очередном заседании клуба 2 марта обсуждалась пьеса Фридриха Шиллера "Коварство и любовь", вошедшая в историю мировой драматургии, как первая «мещанская трагедия». Шиллер – сторонник театра, воспитывающего народ в духе идеалов Просвещения. Он называет театр каналом, по которому струится свет истины. Основное внимание в дискуссии было уделено нравственному состоянию двух разнородных слоёв общества: простых и честных людей из народа - семьи музыканта Миллера, и безнравственной верхушки.
Кто такой главный герой произведения - Фердинанд? Каково его прошлая жизнь, позволившая вольную мысль отношений с девушкой более низкого сословия, чем он сам? Поскольку основой сюжета стала история любви двух молодых людей, закономерно встал вопрос - любил ли Фердинанд Луизу? Доверял ли? Какова степень нравственной и жизненной зрелости влюблённого? Главная героиня драмы Луиза неопытная девушка или личность, принявшая правила игры гнилостного общества?
Что послужило предпосылкой для избрания Фердинандом столь печальной развязки сложившейся ситуации? Был подробно рассмотрен образ и действия леди Мильфорд, яркой, умной, опытной женщины, предпринимавшей попытки для исправления общества. А, также её личная роль в созданном любовном треугольнике. И, заключительным был поставлен вопрос "Кто же всё-таки виноват в смерти Луизы?"
Особенностью дискуссии стал экскурс в историческую эпоху того времени.
Отношение к смерти тогда было иным, нежели сейчас, ведь и условия жизни были иными. И, то, что для наших современников смерть является явлением трагическим, редким и не желательным, тогда было обыденным, так как случалась часто, и принимала, порою, тяжёлые формы и страшный вид. Потому нам, современным людям кажется странной фраза Фердинанда "Она и в смерти так же чарующе прекрасна!"
«Коварство и любовь» Шиллера была одной из самой любимых драм русской демократической интеллигенции XIX века. «В ней так много близкого душе, так много негодования, упрёка, улики и нелепости жизни, которую ведут люди, когда читаешь её, будто вспоминаешь что-нибудь родное, близкое, бывалое», - писал А.И. Герцен.
|